Теоретико-методологические основы изучения репродуктивной функции семьи. Историко-социологические исследования семьи
Страница 1

Другая психология » Репродуктивное поведение личности и семьи » Теоретико-методологические основы изучения репродуктивной функции семьи. Историко-социологические исследования семьи

На каждом историческом этапе семья обладает определенными формами и сущностными характеристиками, которые могут быть поняты посредством изучения их количественных и качественных, временных и пространственных, закономерных и случайных, объективных и субъективных факторов.

Значение, которое в эпоху цивилизации семья приобрела в общественной и личной жизни людей, обусловило сравнительно рано зародившийся и устойчивый интерес к ее изучению. При этом в течение длительного времени (примерно до середины XIX в.) семья рассматривалась как изначальная и по самой своей природе моногамная ячейка общества, исходный пункт его развития и его миниатюрный «прообраз». Поэтому философов античности, средневековья и отчасти Нового времени интересовала не столько семья как специфический социальный институт, сколько ее отношение к общим социальным порядкам и, прежде всего, к государству. Рассматривая общество в качестве разросшейся вширь семьи, философы и историки вплоть до Ж.-Ж. Руссо, М.Ж.А. Кондорсе, И. Гердера, Ф. де Куланжа и в какой-то мере даже Канта и Гегеля были склонны выводить социальные отношения из семейных отношений.

Идеологи феодализма, считая патриархальность неотъемлемым и вечным качеством семьи, видели в ней источник и оправдание феодального и церковного владычества. Буржуазные философы в свою очередь делали упор на «естественную», с их точки зрения, связь между семьей и собственностью. Гегель писал, например: «Семья в качестве лица имеет свою внешнюю реальность в некоторой собственности; в собственности она обладает наличным бытием своей субстанциальной личности лишь как в некотором имуществе». И далее: «В сказаниях об основании государства или, по крайней мере, нравственно упорядоченной общественной жизни введение прочной собственности появляется в связи с введением брака». Вместе с тем Гегель сделал первую серьезную попытку определения специфики брачно-семейных отношений и подверг критике концепцию «естественного права», из которой исходили прежние теоретики семьи.

Утверждение исторического взгляда на брак и семью происходило двумя путями: с одной стороны, при помощи исследования прошлого семьи, в частности брачно-семейного уклада так называемых примитивных народов, с другой – путем изучения семьи в различных социальных условиях.

У истоков первого из этих направлений стоит швейцарский историк И. Бахофен, основной труд которого – «Материнское право. Исследование гинекократии старого времени и ее религиозной и правовой природы» – вышел в свет в 1861 году. Главная заслуга этого ученого – обоснование исторической изменчивости брака и семьи. Согласно выдвинутой им гипотезе, моногамному браку предшествовали полигамные отношения между полами, а патриархальному – экономическое и нравственное главенство женщин в жизни рода и семьи. Независимо от Бахофена к открытию материнского права пришел шотландский ученый Дж.Ф. Мак-Леннан, исследование которого «Первобытный брак» было опубликовано в 1865 г.

Новое учение о семье подверглось острой критике в работах Г. Мэна «Древнее право, его связь с историей общества и его отношение к новейшим идеям» (1861) и «Древний закон и обычай» (1883). Появление этих работ положило начало много-летней дискуссии между сторонниками той и другой точек зрения. Идеи матриархата и исторического развития семьи нашли поддержку и дальнейшую разработку в трудах Дж. Леббока («Происхождение цивилизации», 1870; «Брак, тотемизм и религия», 1911), И. Колера («К предыстории брака. Тотемизм. Групповой брак. Матриархат», 1897), М. Ковалевского («Очерк происхождения и развития семьи и собственности»), Л. Штернберга («Семья и род у народов северо-восточной Азии»).

Страницы: 1 2 3


Психологические особенности личности педагога
В психологии педагогического труда принято выделять особенности личности учителя, деятельности и педагогического общения. При анализе психологии личности учителя выделяют, прежде всего, те особенности, черты, проявления личности, которые отвечают требованиям педагогической профессии, обеспечивают успешное овладение полноценной педагогич ...

Реверсия
Еще одним способом справиться с чувствами, которые представляют психологическую угрозу собственному «Я», является проигрывание сценария, переключающего отношения человека с субъекта на объект или наоборот. Достоинством реверсии является то обстоятельство, что человек перемещает сильные аспекты трансакций таким образом, чтобы скорее игр ...

Важность цели
В своей книге «Библейское понимание лидерства» Том Маршалл утверждает, что «Первая важная характерная черта лидеров заключается в том, что они всегда куда-то идут; иными словами, они намечают цели, которые находятся в будущем. Поэтому они интересуются тем, что будет, больше, чем тем, что принадлежит прошлому ; возможностями, которые нах ...