Теоретико-методологические основы изучения репродуктивной функции семьи. Историко-социологические исследования семьиСтраница 2
Идеи извечности патриархализма, хотя и со значительными уступками в сторону признания изменения форм брачно-семейных отношений, вслед за Г. Мэном отстаивались Э. Тейлором («Ранняя история человечества», 1865; «Первобытная культура», 1873), К. Штарке («Первобытная семья и ее возникновение и развитие», 1888), Э. Вестермарком («История человеческого брака», 1891), Э. Гроссе («Формы семьи и формы хозяйства», 1896) и др. Фактически к ним примыкал и К. Каутский, выступивший в работе «Возникновение брака» с критикой основных выводов Моргана и Энгельса. Наиболее важным результатом этой всемирной дискуссии было установление многообразия исторических типов брачно-семейных отношений и зависимости их от конкретно-исторических условий.
Однако в буржуазной науке признание данного факта было связано с отказом от поисков какой-либо закономерности развития семьи и интерпретации ее истории в чисто культурологическом плане. Подобные тенденции проявились, в частности, в работе Р. Торнвальда «Этносоциологические основы человеческого общества» (5 томов, 1931–1935) и в «культурно-историческом методе исследования», наиболее видными представителями которого считаются Ф. Гребнер, В. Анкерман, У. Фой, В. Шмидт.
Для «культурно-исторического метода» многобрачие, матриархат и другие этапы исторического развития семьи, существование которых можно считать доказанным, являются попросту «отклонением от нормального и естественного».
Многие работы буржуазных ученых по истории семьи содержат массу фактического материала, но сравнительно мало дают для его осмысления (М. Вебер «Супруга и мать в правовом развитии», 1907; Ф. Мюллер-Лиер «Семья», 1911; У. Гудселл «История брака и семьи», 1915; С. Циммерман «Семья и цивилизация», 1917; X. Понтер «Формы и предыстория брака», 1951 и др.).
Чем дальше эволюционировало изучение брака и семьи в рамках буржуазной историографии и этнографии, тем убедительнее подтверждалось научное превосходство диалектико-материалистического решения дискутируемых проблем, которое было обосновано в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884). Непосредственным толчком к созданию этой работы явилась уже упоминавшаяся книга Л. Моргана «Древнее общество», законспектированная и прокомментированная К. Марксом, который, по свидетельству Ф. Энгельса, «собирался изложить результаты исследований Моргана в связи с данными своего – в известных пределах я могу сказать нашего – материалистического изучения истории и только таким образом выяснить все их значение».
Выполняя завещание К. Маркса, Ф. Энгельс доказал глубокую органическую взаимосвязь производства средств жизни и производства самого человека, развития, с одной стороны, труда, с другой – семьи. Была вскрыта объективно-историческая закономерность изменений семьи, их противоречивый и вместе с тем прогрессивный характер. Эти идеи легли в основу последующих изысканий марксистов в области истории семьи, достигших особенно широкого размаха в советский период.
Исследования М.О. Косвена, С.А. Токарева, С.П. Толстова, М.А. Бутинова, Д.А. Ольдерогге, Ю.И. Семенова и ряда других ученых, содержащие новейшие данные, окончательно подтвердили и вывод о развитии семьи от неупорядоченных половых отношений (не исключавших более или менее длительного моногамного сожительства) к узаконенной правом и моралью моногамии. В работах советских ученых получили объяснение такие сложные формы брака, как экзогамия, эндогамия, были уточнены и конкретизированы многие вопросы, связанные с матриархатом и патронимией.
Роль невербальных средств в общении
Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам: речевой (вербальный – от латинского слова устный, словесный) и неречевой (невербальный) каналы общения.
Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7%, звуки и ...
Группы детей с нарушением поведения
Существуют группы детей, которые более других подвержены риску возникновения у них нарушения поведения. На это влияют особые условия воспитания и жизни этих детей.
Влияние семьи:
1. Привязанность. Ненадёжная привязанность к родителям в младенчестве связана с возможным возникновения поведенческих проблем в дошкольном возрасте, таких ка ...
Математическая обработка результатов
Кто лучше готов к обучению в школе мальчики или девочки.
Выдвигается гипотеза H0 - пол ребёнка влияет на готовность к обучению в школе.
Ж - 1
М - 2
Таблица 2
№
Баллы по методике "Домик"
Пол
1.
1
1
2.
1
2
3.
4
1
4.
0
2
5.
6
1
6.
2
2
7.
4
...