Помощь специалистов родителям
Страница 3

Для полноценного развития ребенка с глубоким нарушением зрения необходимо вести постоянную целенаправленную работу по ознакомлению его с окружающим миром.

Родителям нужно рассказывать ребенку о том, что находится и происходит вокруг него. Следует наводить ребенка на вопросы, рассказывать ему о форме, цвете и назначении предметов. Ознакомление с предметом происходит через осязание, которому придается направленный характер. Чтобы ребенок мог обнаружить предмет, следует направить его руку в сторону предмета до касания с ним. Можно взять руку ребенка в свою и помочь ему «рассматривать», чувствовать вещи. Необходимо, чтобы ребенок мог знакомиться с размерами, формой, весом, основными особенностями поверхности (твердый, гладкий, мягкий, шероховатый), дать почувствовать температуру.

Так как ребенок с глубоким нарушением зрения не имеет постоянного осязательного контакта с предметом, которым пользовался раньше, последний как бы перестает для него существовать при прекращении контакта. При помощи соответствующих упражнений надо дать понять ребенку, что это не так.

К двум годам рекомендуется знакомить ребенка с обстановкой квартиры, дома. Следует подвести малыша к каждому предмету и дать возможность внимательно его «осмотреть». Взрослый показывает, как открываются дверцы шкафа, показывает вешалку, полки, выдвижные ящики, вещи, которые там хранятся. И так поочередно каждую комнату, кухню. Заранее нужно готовить ребенка к новым для него ситуациям и ощущениям. Например, малыш может испугаться, прикоснувшись к холодному, горячему, липкому, это может повлечь за собой утрату естественного любопытства. Можно использовать такое упражнение: налейте в одну банку горячую воду, а в другую холодную воду и дайте ребенку дотронуться до каждой. Затем он сам должен найти банку с холодной водой и горячей.

При отсутствии зрения у ребенка трудно формируются представления о величине предметов. Для малыша исходным при сравнении величины будет собственное тело. Сравнивая свою руку с рукой малыша, можно сказать: «Моя рука большая, атвоя маленькая». Ребенок, проводя своей рукой по вашей, почувствует разницу. Покажите ему стул и детский стульчик, большую кровать и маленькую. Не надо забывать и о тренировке обоняния. Знакомьте ребенка с сильно пахнущими предметами. Проходя мимо булочной, аптеки, парикмахерской, говорите о них ребенку. Это поможет ему в дальнейшем ориентироваться в пространстве.

Таким образом, уже в дошкольном возрасте будет положено начало тому познанию мира, которое, продолжаясь и в школьном возрасте, поможет ребенку и при слепоте стать полноценным членом общества, активным участником многообразной жизни вокруг него. И главная роль в этом процессе принадлежит родителям.

Особо важное значение имеет правильное воспитание ребенка с глазной патологией.

Страницы: 1 2 3 


Приложения
Приложение 1 Выбор и ранжирование испытуемыми группы руководителей личностных качеств предъявленного списка и указание на выявленный у него стиль управления и принятия решений [18] № исп. Практичный ум общительность Глубокий ум активность инициативность настойчивость самообладание работоспособность набл ...

Индивидуальные различия памяти.
Несмотря на многочисленные и многолетние исследования, которые проводятся психологами, и нейрофизиологами, физиологические механизмы памяти все еще малоизученны.[8] В основе памяти лежат ассоциации (связи ). Предметы или явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека. С физиологической точки зрения ассоциация пр ...

«Группа риска» - когда мы говорим о профессиональном выгорании
Как для отдельного работника, так и для организации состояние профессионального выгорания может быть неосознанным или неправильно понятым и оцененным. Собственное неблагополучное состояние как человеку, так и организации трудно, практически невозможно увидеть со стороны, поэтому отсутствуют условия для того, чтобы вовремя начать коррекц ...