Помощь специалистов родителям
Страница 2

Некоторые дети с дефектами зрения боязливы, малоконтактны. Поэтому необходимо обогащать чувственный и практический опыт ребенка, постепенно вводить его в круг здоровых сверстников.

Уже в дошкольном возрасте готовят ребенка к обучению грамоте путем развития чувствительности пальцев рук. Слепых детей обучают грамоте с помощью специального точечного шрифта системы педагога Луи Брайля. При этом образы букв и слов формируются на основе тактильного восприятия выпуклых точек. Каждая буква алфавита изображается различной комбинацией шести выпуклых точек. В настоящее время в процессе обучения слепых и слабовидящих детей все шире используются современные достижения бионики и электроники.

Необходимо учить ребенка ориентироваться в своей квартире и передвигаться, ощупывая руками различные предметы, а также вдоль стены, спускаться и подниматься по лестнице.

Существуют различные технические средства, обогащающие ориентировку слепых в пространстве. Специалисты-тифлопедагоги подберут необходимые приспособления для вашего ребенка.

Развитие ориентировки в пространстве и свободного передвижения является основой для ознакомления детей с окружающим миром, расширения их кругозора.

При воспитании слепого ребенка очень важно научить его использовать слух, осязание рук и ног, а также остаточное зрение в восприятии окружающего мира и развитии познавательной деятельности.

Развитие моторики, физическое воспитание слепого ребенка имеет большое значение для формирования его личности и прежде всего таких качеств, как смелость, решимость, уверенность в себе, умение преодолевать трудности.

Ранний и дошкольный возрасты являются наиболее результативными для стимуляции зрительной функции при дефектах зрения. Остаточные зрительные функции необходимо постоянно использовать, несмотря на тяжесть дефекта зрения. Важное значение в коррекционной работе с ребенком с нарушением зрения имеет специальная логопедическая работа. Она проводится поэтапно с учетом уровня сформированности речи. При проведении логопедической работы следует избегать в речи ребенка вербализма и эхолалии. Логопед отвечает за специальный подбор дидактического материала соответствующей величины, объема и окраски, использование рельефных картинок и специальных наборов игрушек для тактильного опознания. Родителей слепого ребенка специалисты научат:

• как постоянно расширять представления ребенка об окружающих его предметах (показывать, рассказывать об их внешнем виде, свойствах, назначении);

• предоставить ребенку возможность для обследования предметов, разных по назначению, фактуре и т. д.;

• привлекать его к выполнению домашних дел — для обогащения сюжетной и творческой игры и трудового воспитания ребенка;

• заинтересовать ребенка игрой в хватание, дергание, отталкивание подвешенных погремушек, доставляющих ребенку удовольствие от новых осязательных и слуховых впечатлений. Показать ребенку, как найти игрушку, передвигая руку ребенка по поверхности стола и называя игрушки.

С двух лет можно знакомить с сюжетными игрушками. Малыша надо познакомить с куклой. Эта модель человека может более четко представить соотношение частей тела человека. Можно научить ребенка обхватывать мяч, поднимать над головой надувной мяч, бросать его. В мяч можно насыпать немного крупы, чтобы ребенок по звуку мог узнать, когда он коснется пола.

Научить ребенка элементарным предметным действиям. В дальнейшем ребенка обучают использованию предметов-заместителей.

Навыкам самообслуживания и личной гигиены ребенок не может научиться по подражанию. В случае отсутствия зрения надо направленно и терпеливо учить этому ребенка. Необходимо, чтобы все предметы обихода и личные вещи малыша, игрушки лежали на определенном месте.

Важно, чтобы мать была внимательна к поведению ребенка и знала способы выражения им неудовольствия. При приучении к горшку надо четко отслеживать время высаживания, не оставлять ребенка на горшке одного и не заставлять его сидеть на нем долго. Ко второму году слепой ребенок в состоянии овладеть навыками туалета.

Страницы: 1 2 3


Какова роль сновидений в жизни древних народов?
Наши предки 3000 лет тому назад и раньше точно так же видели сны, как и мы. Насколько мы знаем, древние народы придавали всем сновидениям большое значение и считали их практически значимыми. Они видели в них знаки будущего, искали в них предзнаменования. Для древних греков и других народов Ближнего и Среднего Востока военный поход без ...

Факторы, определяющие отклонения в поведении личности
В исследовании девиантного поведения выделяются несколько направлений, объясняющих причины возникновения такого поведения. Одно из них - понятие «аномии» (состояние общества, когда старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились), причиной отклоняющегося поведения считается несогласованность ...

Психологическая структура преступного действия
Своеобразие индивидуального преступного поведения состоит в том, что наряду с факторами внешней среды (причины и условия) , его обусловливают и внутренние факторы (мотивы, цели, форма вины) . Факторы внешней среды становятся побуждающими силами поведения, только преломившись в сознании личности. Будучи по своему содержанию антиобществе ...