Некоторые стратегии воспитания и обучения слепого ребенкаСтраница 1
Одной из основных форм общения с маленьким ребенком, имеющим тяжелые дефекты зрения, является тесный физический контакт. Следует чаще брать малыша на руки, его ручками ощупывать части тела у него самого и у взрослого, тут же называть их, учить его различать отдельные игрушки и предметы обихода на ощупь, одновременно называя их и объясняя их назначение. Важно научить ребенка различать голоса, шаги, прикосновения близких для него людей, развивать у него эмоциональные привязанности. Особое значение имеет развитие моторики, ручных игровых действий со звучащими игрушками с использованием специальных приемов воспитания слепых детей раннего возраста.
Родителям необходимо набраться терпения и не спешить.
Не следует стараться научить ребенка всему сразу, лучше двигаться шажками, поднимаясь по маленьким ступенькам.
При обучении необходимо опираться на сохранные органы чувств, остаточное зрение, включать речь. Объяснять надо все детально и научить ребенка сопровождать свои действия речью.
Начиная обучать действию, можно использовать следующие приемы:
• руки ребенка лежат в руках мамы, производящих пассивные действия;
• мама берет руки ребенка в свои и производит действия вместе с ним — совместные действия;
• ребенок сам производит действия, мама помогает при затруднении. При обучении ребенка приемам пассивных и совместных действий лучше находиться позади ребенка на одном с ним уровне.
Помощь должна быть дозированной. Нельзя лишать ребенка инициативы и возможности получить радость от сознания, что он сделал что-то сам.
Обучение слепых детей несовместимо со спешкой, раздражением.
И ребенок, и взрослый должны быть в хорошем настроении.
Занятия должны быть интересными, увлекательными.
Следует как можно чаще поощрять ребенка словесно и тактильно. Это поможет ему обрести уверенность в себе.
Старайтесь не менять часто обстановку, особенно в комнате ребенка, пока у него не выработались двигательные стереотипы ориентировки в данном помещении. Это поможет ему преодолеть боязнь пространства.
Помогайте ребенку налаживать контакты с окружающими, стараясь преодолеть крайности его поведения: повышенную стеснительность либо назойливость ребенка.
Характерными особенностями психомоторики детей с дефектами зрения являются: недостаточная двигательная активность, медлительность, которые выражаются в раскачивании, надавливания на глазные яблоки.
Задержка развития моторики и пространственных представлений способствует замедленному формированию навыков самообслуживания. Этому способствует также воспитание ребенка в условиях гиперопеки. Особенностями психической деятельности являются: вязкость, обстоятельность, склонность к детализации, инертность психических процессов, замедленность и повышенная истощаемость. В то же время отмечается высокий уровень развития вербальной памяти и неплохая «врабатываемость», что имеет большое значение для компенсации нарушенных функций зрения в процессе обучения. Так же как и у других детей с сенсорными нарушениями, у слепых и слабовидящих детей наблюдается своеобразный парциальный инфантилизм: повышенная зависимость от матери, боязнь всего нового, склонность к одиночеству, при поступлении в школу могут возникнуть неврозы адаптации. В структуре интеллектуальной недостаточности у детей с дефектами зрения преобладает недостаточность тех функций, в развитии которых ведущая роль принадлежит ощущениям и представлениям, связанным со зрительным анализатором.
Представление о ситуации
Каждый из участников конфликта составляет свое представление о ситуации, сложившейся в зоне разногласий и охватывающий все связанные с ней разногласия. Эти представления, очевидно, не совпадают. Стороны конфликта видят дело по-разному — это, собственно, и создает почву для столкновения. Конфликт прорастает на этой почве, когда по крайне ...
Этико-психологический анализ взаимоотношений в
сфере экономики
Вопрос о том, как лучше всего наладить снабжение людей товарами, обсуждается уже не одно столетие. Здесь возможны две полностью противоположные системы.
Первая предполагает наличие мудрого, справедливого, всезнающего руководителя, который централизованно планирует и определяет все сверху. Вторая система строится на утверждении, что сущ ...
Личность и ее структура. Человек как личность, индивидуальность,
субъект деятельности и общения, индивид
Личность человека является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов.
Биологическая основа личности охватывает нервную систему, систему желез, процессы обмена веществ (голод, жажда, половой импульс) половые различия, анатомические особенности, процессы созревания и развития организма.
Социальное «измерен ...