Особенности российского менталитета с точки зрения переосмысления современного российского государства, как категории
Страница 3

Другая психология » Проблема российского менталитета в условиях перехода к рынку » Особенности российского менталитета с точки зрения переосмысления современного российского государства, как категории

Следует помнить об этой сильной стороне русского коллективного сознания, которое готово вручить всю полноту власти тому (или тем), кто сможет воссоздать социальный порядок. С точки зрения стратегии поведения властей это означает, что одной из задач политической элиты является реализация в сфере высшего управляющего слоя общества принципа «служения». Пока этот принцип русского сознания останется невостребованным, в стране будет существовать смута или угроза смуты, до тех пор народ будет предпочитать анархию любому демократическому порядку, до тех пор он будет оставаться никому не подчиненным и неуправляемым, а власть и законы будут «повисать в воздухе».

Таким образом, первая задача власти – изменить саму концепцию власти, «реформировать реформаторов». Тесно связана с ней проблема бюрократии. Русское сознание от века испытывает радикальное недоверие к «исполнителям» законов, т.е. к чиновникам-бюрократам и вообще ко всякого рода начальству, рангом ниже монарха (“законы святы, да исполнители супостаты”). Сама по себе бюрократия, или чиновничество, необходимы как орудие управления для любой верховной власти.

Опасность, однако, возникает, когда бюрократия из орудия управления превращается в господствующую силу. Тогда она губит как верховную власть, так и нацию. В идеологическом плане подрыв бюрократией нравственных и социальных авторитетов (т.е. естественно выделяющихся из общества талантливых людей – представителей разных слоев, которых бюрократия не терпит по самой своей формализованной и безличной сути) является источником развития нигилистических и анархических идей.

Вторая задача должна состоять в заботе государства о социальном строе, об устроении социальной ткани, которая есть первейшая функция современного западного принципа правления и которая составляет весомую долю в ожиданиях российского народа от действий власти. Именно этого желает народ, произнося слово «порядок», под которым имеется в виду определенная сорганизованность частей общества. С другой стороны, это есть именно та важная часть государственной работы, на основе которой и строится собственно государство. Ведь если главная функция общества – социальное творчество, “свободный эксперимент”, то главная функция государства – обязывающая, интегрирующая, сплачивающая, устроительная. Русское народное миросозерцание явно тяготеет к тому, чтобы государство занималось устроением сферы социального, заботилось о поддержании социального строя.

Третий ряд задач, близко примыкающий ко второму, касается поддержания в нации живых нравственных идеалов. Как показывает исторический опыт многих стран, в том числе и российский историко-социальный опыт, существенный вклад в решение этой задачи может внести церковь. Действия церкви с рассудочной точки зрения сводятся к воспитанию личности. Церковь дает человеку высшее нравственное миросозерцание, указывает цели жизни, права и обязанности личности. В случае отсутствия религиозного миросозерцания практические правила нравственного поведения в обществе держатся либо на инстинкте, либо на соображениях общественной пользы. Но инстинкт – вещь непрочная, а общественная польза – понятие условное. Несмотря на 70-летний опыт атеистического мировоспитания православные черты русского сознания сохранились на уровне привычек и некоторых национальных свойств характера. Именно скрытость, неявность православно-религиозных характеристик русского сознания заставляют внимательнее и пристальнее всматриваться в современные их проявления. Взять хотя бы т.н. социальную пассивность русских, их «долготерпимость». Эта черта нередко подается как некая производная тупости и «нецивилизованности». Однако суть этих качеств может быть сущностно-противоположной. Дело в том, что христианско-православное миросозерцание русских исполнено значительной доли скептицизма в отношении возможности достижения совершенства в земных делах. Это связано и с дуалистичностью самой человеческой натуры, и с несовершенством и невозможностью стопроцентного рационального расчета условий и хода общественной жизни, и со сложностью и противоречивостью интересов в многообразном течении жизни. Именно в силу «схватывания» русским коллективным сознанием этих обстоятельств общественно-политическая жизнь не становится культом русского человека. Его идеалы имеют более этическую (и даже мистическую) направленность, которые остаются ныне совершенно невостребованными.

Страницы: 1 2 3 4 5


Предложения по совершенствованию программы практики, методического руководства со стороны работников образовательного учреждения и преподавателей вузовских дисциплин
Рассмотрим подробнее содержание и форму организации краткосрочной психологической практики. Как правило, содержание этой практики включает в себя преимущественно психодиагностическую работу. Студенту дается определенный набор методик, который следует провести в конкретном классе. Иногда задание включает также проведение наблюдения и (ил ...

Творческое задание
Марина родилась в благополучной семье, отлично училась, легко поступила в институт. После окончания ВУЗа пошла преподавать в школу. Рано вышла замуж, родила дочь… Потом разошлась с мужем. Расставание пережила легко – помогла работа и дочь. Через несколько месяцев после развода Марина отправилась в круиз по Волге. На теплоходе Марина по ...

Соотношение воспитания и обучения в системе образования
Воспитание в широком смысле представляет собой целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, активному участию в трудовой деятельности. Воспитание в узком смысле слова — систематическое и целенаправленное воздействие воспитателя на воспитуемых с целью формирования у них жела ...