Заключение

Дефект раннего воспитания, недостаточное интеллектуальное развитие наблюдаются, как правило, у детей из неблагополучных семей, особенно из семей, где родители злоупотребляют алкоголем. В тот период развития центральной нервной системы, а именно её высшего отдела – коры головного мозга, когда формируется сознательная и целенаправленная умственная деятельность, дети не получают в семье того запаса знаний, который им нужен. Недостатки воспитания детей в семье алкоголиков обуславливаются характерными для таких родителей изменениями личности, которые резко ограничивают круг интересов семьи. Их мало волнует развитие личности подростка, и они не ставят перед собой правильных воспитательных задач, таких как развитие креативности, любознательности, самостоятельности и независимости.

Узкий круг интересов родителей, очень кратковременное общение с детьми, невнимание к ним не позволяют ребёнку приобрести первоначальный, наиважнейший жизненный опыт, элементарные знания, необходимые для правильного формирования сознания, умственной деятельности. Недаром считают, что первый год жизни ребёнка – это год упущенных возможностей, возможностей развития высшего отдела центральной нервной системы – коры больших полушарий головного мозга. Отсюда – резкое отличие таких детей от товарищей. Кроме того, у детей нередко обнаруживается чувство собственной ненужности, безысходности, тоски по лучшей жизни в семье. У них длительно истощается нервная система, а это ведёт к постоянно ощущаемому утомлению. Поэтому в школе их отличает заметная пассивность, безразличие к окружающему. Такие дети никогда не слышат доброго, ласкового слова и становятся либо замкнутыми и пугливыми, либо, напротив, озлобляются и у них появляются агрессивность, мстительность, жестокость, постоянная готовность к обороне и даже ответному наступлению.

Если не говорить о случаях выраженного, запущенного алкоголизма, когда у больного отчётливо определяются признаки алкогольной деградации, препятствующие осмысленному отношению к вопросам воспитания детей, то следует отметить, что недостатки воспитательных воздействий со стороны родителей-алкоголиков обусловливаются не их непониманием этой проблемы, а теми характерными для алкоголизма изменениями личности, которые резко ограничивая круг интересов, делают их безразличными к вопросам воспитания и будущего детей.

В семьях, где родители злоупотребляют алкоголем, повышен процент детей как с умственной отсталостью, связанной с недоразвитием центральной нервной системы, так и с недостаточным уровнем интеллектуального развития в результате «педагогической запущенности».

Последствия подобного хода событий особенно заметно дают о себе знать в школьные годы. Многие авторы отмечают, что показатели школьной успеваемости у детей, родители которых злоупотребляют алкоголем, значительно ниже средних показателей. Проведённое нами исследование показывает, что у этих детей плохо развиты мыслительные процессы, распределение и переключение внимания. Конечно, в этом определённую роль играет и то, что дети не имеют нормальных условий для выполнения домашних заданий, однако «педагогическая запущенность» продолжает оставаться одним из важнейших факторов, отражающихся как на дальнейшем интеллектуальном развитии, так и на поведении ребёнка.


Нарушения поведения в МКБ-10
Международная классификация болезней десятого пересмотра (МКБ-10) в разделе «Классификация психических и поведенческих расстройств» включает в себя и типологию поведенческих расстройств с началом, характерным для детского возраста: F90 – гиперкинетические расстройства; F91- расстройства поведения(F91.0 – расстройства поведения, ограни ...

Методика воспитания культуры поведения, отношений детей старшего дошкольного возраста
Т. А. Куликова выделяет следующие этапы воспитания культуры поведения и отношений. Первый этап воспитания культуры поведения начинается в раннем возрасте и преследует цель накопить множество единичных фактов - упражнений в поощряемом обществом (и родителями) поведении. На следующем этапе, хотя его трудно отделить от первого, детям нач ...

Физиологическая и психическая характеристика темперамента. Физиологическая характеристика темперамента
Научное объяснение природы темперамента дал И. П. Павлов в учение основных свойств нервной системы. Изучая высшую нервную деятельность животных, И. П. Павлов установил, что собаки, отличаются по характеру образования и протекания условных рефлексов, отличаются также и по темпераменту. На этом основании он пришел к выводу, что и в основе ...