Заключение

Дефект раннего воспитания, недостаточное интеллектуальное развитие наблюдаются, как правило, у детей из неблагополучных семей, особенно из семей, где родители злоупотребляют алкоголем. В тот период развития центральной нервной системы, а именно её высшего отдела – коры головного мозга, когда формируется сознательная и целенаправленная умственная деятельность, дети не получают в семье того запаса знаний, который им нужен. Недостатки воспитания детей в семье алкоголиков обуславливаются характерными для таких родителей изменениями личности, которые резко ограничивают круг интересов семьи. Их мало волнует развитие личности подростка, и они не ставят перед собой правильных воспитательных задач, таких как развитие креативности, любознательности, самостоятельности и независимости.

Узкий круг интересов родителей, очень кратковременное общение с детьми, невнимание к ним не позволяют ребёнку приобрести первоначальный, наиважнейший жизненный опыт, элементарные знания, необходимые для правильного формирования сознания, умственной деятельности. Недаром считают, что первый год жизни ребёнка – это год упущенных возможностей, возможностей развития высшего отдела центральной нервной системы – коры больших полушарий головного мозга. Отсюда – резкое отличие таких детей от товарищей. Кроме того, у детей нередко обнаруживается чувство собственной ненужности, безысходности, тоски по лучшей жизни в семье. У них длительно истощается нервная система, а это ведёт к постоянно ощущаемому утомлению. Поэтому в школе их отличает заметная пассивность, безразличие к окружающему. Такие дети никогда не слышат доброго, ласкового слова и становятся либо замкнутыми и пугливыми, либо, напротив, озлобляются и у них появляются агрессивность, мстительность, жестокость, постоянная готовность к обороне и даже ответному наступлению.

Если не говорить о случаях выраженного, запущенного алкоголизма, когда у больного отчётливо определяются признаки алкогольной деградации, препятствующие осмысленному отношению к вопросам воспитания детей, то следует отметить, что недостатки воспитательных воздействий со стороны родителей-алкоголиков обусловливаются не их непониманием этой проблемы, а теми характерными для алкоголизма изменениями личности, которые резко ограничивая круг интересов, делают их безразличными к вопросам воспитания и будущего детей.

В семьях, где родители злоупотребляют алкоголем, повышен процент детей как с умственной отсталостью, связанной с недоразвитием центральной нервной системы, так и с недостаточным уровнем интеллектуального развития в результате «педагогической запущенности».

Последствия подобного хода событий особенно заметно дают о себе знать в школьные годы. Многие авторы отмечают, что показатели школьной успеваемости у детей, родители которых злоупотребляют алкоголем, значительно ниже средних показателей. Проведённое нами исследование показывает, что у этих детей плохо развиты мыслительные процессы, распределение и переключение внимания. Конечно, в этом определённую роль играет и то, что дети не имеют нормальных условий для выполнения домашних заданий, однако «педагогическая запущенность» продолжает оставаться одним из важнейших факторов, отражающихся как на дальнейшем интеллектуальном развитии, так и на поведении ребёнка.


Ведущая деятельность в подростковом возрасте
Ведущей деятельностью подростка является общение со сверстниками. Главная тенденция - переориентация общения с родителей и учителей на сверстников. 1) Общение является для подростков очень важным информационным каналом; 2) Общение - специфический вид межличностных отношений, он формирует у подростка навыки социального взаимодействия, ...

Основные половые различия проявления сексуальности?
Не так-то легко определить, что составляет содержание понятия «сексуальное». Попытки давать определения вызывают затруднения. «Сексуальное» - это то, что складывается из учета противоположности полов, получения наслаждения, продолжения рода и характера скрываемого неприличного. Но благодаря исследованиям были выявлены группы индивидов ...

Влияние мотивации на успешность учебной деятельности.
Известно, что успешность учебной деятельности зависит от многих факторов психологического и педагогического порядка, которые в значительной степени конкретизируются как социально-психологические и социально-педагогические. Очевидное влияние на успешность учебной деятельности оказывают сила мотива­ции и ее структура как таковая. ...