Социальная ситуация, сложившаяся после 1991 года
Страница 2

Основной субъективной предпосылкой для общества явилась массовая поддержка отказа от системы ценноcтей. Массовая поддержка, зафиксированная в многочисленных опросах 90-х годов, позволяет сделать вывод о том, что старая система ценностей в значительной степени уже была отторгнута на уровне индивидуального сознания, а господствующая идеология в большей мере отражала декларированную систему ценностей, принимаемую индивидуумами лишь внешне под воздействием угрозы официальных, санкций к нарушителям нормативных образцов. viamedic.com

Следует учитывать, что декларативное отвержение ценностей (как и их декларативное принятие) является лишь предпосылкой, а далеко не самым действенным элементом в реальном процессе преобразования общественной системы. Во-первых, декларации полностью не отражают осознанное отношение человека к реалиям жизни. Во-вторых, даже осознанное отношение не отражает, всех неосознанных импульсов поддержки или отторжения разрушения одной системы ценностей и формирования новой. Даже искренне' провозглашенное единство взглядов по поводу новых целей-ценностей подвергается суровым испытаниям в реальных процессах, при формировании новой ценностно-нормативной системы общества. Если в определении ценности цели гораздо легче выделить достаточно большие группы единомышленников, то определение ценностей-средств, а также института санкций - процесс достаточно длительный и плохо поддающийся массовому осознанию и бесконфликтному согласованию.

Еще в работах Э. Дюркгейма положено начало изучению психологического парадокса: человек чувствует себя более защищенным и свободным в жесткой закрытой системе с малым набором занятий и ограниченными возможностями социального продвижения, чем в условиях неопределенности подвижной открытой системе с универсальными нормами. Изучение этого феномена получило дальнейшее развитие в исследованиях Эриха Фромма (с его концептуальным представлением, формирования феномена "бегство от свободы"), Роберта Мертона (анализирующего структурные механизмы аномии), Г. Беккера (рассматривающего аномическую стадию развития общества и соответствующий тип общественной системы), Е. Лемерта (исследующего особенности ненормативного поведения), У. Томаса и Ф. Знанецкого (положивших начало эмпирическим исследованиям влияния норм и ценностей на процессы социальной адаптации и социализации).

Многочисленные данные социологических опросов общественного мнения 1989-1994гг. свидетельствуют о нарастании пессимистических настроений, отражающихся в. преимущественно негативной оценке различных сторон своего образа жизни и в еще более выраженном пессимизме при прогнозе своего положения в будущем.

Как показали проведенные социологические исследования, ориентации на новые ценности помогают в некоторой степени преодолеть деморализацию, вызываемую разрушением предшествующих основ ценностно-нормативной регуляции. Однако, анализ ориентации на средства достижения в построении и отстаивании новых ценностей показал, что люди, не подверженные анемической деморализации, значительно чаще готовы прибегнуть к негласным средствам борьбы за свои интересы (незаконным забастовкам, захват зданий, созданию незаконных вооруженных формирований.

Таким образом, отсутствие деморализованное само по себе еще не является показателем неконструктивного воздействия аномии и предпосылкой формирования собственной ценностно-нормативной системы. Ситуацию, характеризующуюся принятием ценности-цели и, при этом, отсутствием институциональных ценностей-средств Мертон рассматривал как собственно аномическую (кстати, на примере американского общества 20-30-х годов). Можно предположить, что это один из возможных - типов реагирования на аномию - безразличие к средствам достижения цели. Отсутствие "предубеждений", "комплексов" по отношению к средствам достижения цели (собственно к нормам морали и права) приводит к формированию и распространению в общественном сознании циничного мировосприятия, цинизма.

Под цинизмом, в данном случае, можно подразумевать такую реакцию на безнормность, при которой эта безнормность становится индивидуальной нормой сознания и поведения. Одной и; важнейших составляющих цинизма является высокая степень недоверия не только к нормам поведения, но и к людям в целом. Как свидетельствуют проведенные исследования (в качестве методики измерения использовал шкалу цинизма из теста MMPI), при общем довольно высоком уровне цинизма в аномичном обществе значимое его повышение характерно для людей, ориентированных на построение государства на новой ценностной основе капиталистического западному образцу), или национально державного (теория "особого пути развития"). Цинизм как не нормативная реакция на аномию в социологическом анализе создания новой социальной системы ценностей может рассматриваться в качестве определенного типа ценностно-нормативной подсистемы. Однако, путь развития данной подай темы достаточно бесперспективен, во всяком случае, отсутствие ориентации на легитимные методы достижения целей в определенный период времени существенно усложнят и затянут процесс социальных преобразований.

Страницы: 1 2 


Интеллектуальная готовность ребенка к школе
В структуре психологических исследований интеллектуальная готовность изучена, пожалуй, лучше всех прочих компонентов. Данный элемент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, об ...

Взаимность выборов и удовлетворенность в общении.
Эмоциональное благополучие, или самочувствие ученика в системе личных взаимоотношений, сложившихся в коллективе, зависит не только от того, сколько од­ноклассников симпатизируют ему, изъявляют желание с ним общаться, но и от того, насколько эти симпатии и это стремление к общению взаимны. Иными сло­вами, для ученика важно не только коли ...

Профессиональная мотивация
Перейдем теперь к рассмотрению вопроса о профессиональной мотивации и ее влиянии на успеваемость учащихся. В настоящее время уже не вызывает сомне­ния отсутствие дилеммы в вопросе, чем обусловлена успеваемость учащихся - природными способностями или развитием учебной мотивации. Известно, что здесь существует сложная система взаимосвязей ...