Стрессовые ситуации в управленческой деятельности
Страница 2

Другая психология » Эмоционально-волевая регуляция в управленческой деятельности » Стрессовые ситуации в управленческой деятельности

Внешняя среда органи­заций является источником многочисленных стрессоров, которые по силе своего влияния могут превосходить внутриорганизационные, деятельностные факторы. В этом .плане, прежде всего, необ­ходимо отметить следующие факторы. Во-первых, факторы кон­куренции, связанные с «борьбой за существование» в условиях нестабильной социальной и профессиональной среды. Во-вторых, факторы влияния криминальной среды на деятельность организа­ций. В-третьих, факторы нестабильности макросоциальной и макроэкономической динамики; их практически невозможная прогнозируемость на перспективу.

В целом следует подчеркнуть, что система стрессовых факто­ров столь же разнообразна и многочисленна, сколь многообразна вся внешняя среда организации. Любой ее компонент при опре­деленных условиях может становиться стресс-фактором.

Влияние стрессовых состояний на деятельность в целом и на отдельные ее процессы неоднозначно. Различия обусловлены су­ществованием трех основных фаз развития стресса — мобили­зации, расстройства и деформации. Они по-разному влияют на деятельность.

Для обозначения «меры сопротив­ляемости» человека стрессовым воздействиям используется поня­тие стрессоустойчивости личности. Это — способность сохра­нять высокие показатели психического функционирования и дея­тельности при возрастающих стрессовых нагрузках. Важной сто­роной стрессустойчивости является способность не только сохранять, но и повышать показатели эффективности, продук­тивности деятельности при стрессовом усложнении условий. Иначе говоря, эта способность зависит от того, насколько сильно у человека представлена первая фаза развития стресса — фаза мобилизации.

В зависимости от степени стрессустойчивости, а также от способности выдерживать стресс в течение длительного времени выделяют три основных типа личностей. Они различаются по тому, как долго личность может сохранять устойчивость (резистентность) к временному давлению хронических стрессовых ус­ловий, характеризуют ее индивидуальный порог стрессустойчи­вости. Одни руководители могут выдерживать стрессовые нагруз­ки длительное время, адаптируясь к стрессу. Другие даже при относительно краткосрочных стрессовых воздействиях уже дают сбои. Третьи — вообще только и могут эффективно ра­ботать в условиях стресса. Соответственно эти три типа обо­значаются как «стресс вола», «стресс кролика» и «стресс льва»

Другим важным условием стрессустойчивости является общая мотивационная направленность личности, ее доминирующая ориентация — либо личностно-карьеровая («на себя»), либо со­циально-профессиональная («на дело»). Показано, что домини­рование личных, в том числе и карьеровых мотивов, снижает стрессустойчивость, тогда как превалирование мотивов, связан­ных с профессиональной направленностью, повышает ее. В связи с этим описаны две формы поведения в условиях стресса — так называемые контроль страха и контроль опасности. В первом случае (характерном для личностной ориентации «на себя») человек ищет способы обезопаситься, уменьшить последствия ситуации лично для себя, в большей мере теряет контроль за ситуацией и, в конечном итоге, поэтому «бросает» конструктив­ные попытки организации деятельности. Во втором случае доль­ше сохраняется контроль за ситуацией: обеспечение личной без­опасности строится как попытка конструктивного преодоления ситуации, а через это — и устранения последствий для себя. Второй тип поведения существенно более эффективен, а для деятельности руководителя — вообще единственно приемлем.

Существуют также и наиболее общие — личностные разли­чия в предрасположенности к стрессу. Сильное и, как правило, негативное влияние стресса на уп­равленческую деятельность поставило задачу разработки средств борьбы с ним. Они обозначаются понятием средств управления стрессом и его профилактики. В психологии управления суще­ствует много различных вариантов перечней такого рода средств; они постоянно приводятся в литературе. Можно отметить один — наиболее типичный из таких вариантов [4,7]:

ü рационализировать свой рабочий день;

ü планировать работу по своим возможностям;

ü чередовать тактики выполнения работы;

ü разгружать себя, делегируя полномочия;

ü никогда не брать работу на дом;

ü не затягивать рабочий день ни для себя, ни для других;

ü всегда быть готовым к неожиданностям;

ü бросить курить;

ü уделять внимание спорту и физкультуре;

ü находить новые увлечения;

ü ходить на работу пешком;

ü чаще покидать свой кабинет;

ü делать паузы в работе;

Страницы: 1 2 


Методы исследования восприятия интерьера. Методы психологического исследования и их классификация
В своей классификации Б.Г. Ананьев рассматривал методы психологии взаимосвязано с этапами научного исследования, поэтому их он рассматривает как классификацию этих этапов. По Б.Г. Ананьеву психолог на различных этапах исследования пользуется различными группами методов. Автор данной классификации подверг критике классификацию Г.Д. Пирь ...

Классификация методов психологического исследования.
Существует несколько взглядов на классификацию методов психологического исследования. С.Л. Рубенштейн в «Основах общей психологии» наблюдение и эксперимент выделил в качестве главных методов. Наблюдение подразделялось на «внутреннее» и «внешнее», эксперимент – на лабораторный, естественный и психолого-педагогический плюс вспомогательны ...

Методы исследования малых неформальных групп
Наиболее полно методики изучения малых неформальных групп описал М.В. Кроз. Для изучения структуры и границ малых групп используют со-циометрию, обычный социометрических опрос. Главное в данном случае состоит в обработке данных. Здесь нужно «вытащить» всю цепочку взаимно положительных выборов и расположить их вдоль социометрации. В рез ...