Стрессовые ситуации в управленческой деятельности
Страница 2

Другая психология » Эмоционально-волевая регуляция в управленческой деятельности » Стрессовые ситуации в управленческой деятельности

Внешняя среда органи­заций является источником многочисленных стрессоров, которые по силе своего влияния могут превосходить внутриорганизационные, деятельностные факторы. В этом .плане, прежде всего, необ­ходимо отметить следующие факторы. Во-первых, факторы кон­куренции, связанные с «борьбой за существование» в условиях нестабильной социальной и профессиональной среды. Во-вторых, факторы влияния криминальной среды на деятельность организа­ций. В-третьих, факторы нестабильности макросоциальной и макроэкономической динамики; их практически невозможная прогнозируемость на перспективу.

В целом следует подчеркнуть, что система стрессовых факто­ров столь же разнообразна и многочисленна, сколь многообразна вся внешняя среда организации. Любой ее компонент при опре­деленных условиях может становиться стресс-фактором.

Влияние стрессовых состояний на деятельность в целом и на отдельные ее процессы неоднозначно. Различия обусловлены су­ществованием трех основных фаз развития стресса — мобили­зации, расстройства и деформации. Они по-разному влияют на деятельность.

Для обозначения «меры сопротив­ляемости» человека стрессовым воздействиям используется поня­тие стрессоустойчивости личности. Это — способность сохра­нять высокие показатели психического функционирования и дея­тельности при возрастающих стрессовых нагрузках. Важной сто­роной стрессустойчивости является способность не только сохранять, но и повышать показатели эффективности, продук­тивности деятельности при стрессовом усложнении условий. Иначе говоря, эта способность зависит от того, насколько сильно у человека представлена первая фаза развития стресса — фаза мобилизации.

В зависимости от степени стрессустойчивости, а также от способности выдерживать стресс в течение длительного времени выделяют три основных типа личностей. Они различаются по тому, как долго личность может сохранять устойчивость (резистентность) к временному давлению хронических стрессовых ус­ловий, характеризуют ее индивидуальный порог стрессустойчи­вости. Одни руководители могут выдерживать стрессовые нагруз­ки длительное время, адаптируясь к стрессу. Другие даже при относительно краткосрочных стрессовых воздействиях уже дают сбои. Третьи — вообще только и могут эффективно ра­ботать в условиях стресса. Соответственно эти три типа обо­значаются как «стресс вола», «стресс кролика» и «стресс льва»

Другим важным условием стрессустойчивости является общая мотивационная направленность личности, ее доминирующая ориентация — либо личностно-карьеровая («на себя»), либо со­циально-профессиональная («на дело»). Показано, что домини­рование личных, в том числе и карьеровых мотивов, снижает стрессустойчивость, тогда как превалирование мотивов, связан­ных с профессиональной направленностью, повышает ее. В связи с этим описаны две формы поведения в условиях стресса — так называемые контроль страха и контроль опасности. В первом случае (характерном для личностной ориентации «на себя») человек ищет способы обезопаситься, уменьшить последствия ситуации лично для себя, в большей мере теряет контроль за ситуацией и, в конечном итоге, поэтому «бросает» конструктив­ные попытки организации деятельности. Во втором случае доль­ше сохраняется контроль за ситуацией: обеспечение личной без­опасности строится как попытка конструктивного преодоления ситуации, а через это — и устранения последствий для себя. Второй тип поведения существенно более эффективен, а для деятельности руководителя — вообще единственно приемлем.

Существуют также и наиболее общие — личностные разли­чия в предрасположенности к стрессу. Сильное и, как правило, негативное влияние стресса на уп­равленческую деятельность поставило задачу разработки средств борьбы с ним. Они обозначаются понятием средств управления стрессом и его профилактики. В психологии управления суще­ствует много различных вариантов перечней такого рода средств; они постоянно приводятся в литературе. Можно отметить один — наиболее типичный из таких вариантов [4,7]:

ü рационализировать свой рабочий день;

ü планировать работу по своим возможностям;

ü чередовать тактики выполнения работы;

ü разгружать себя, делегируя полномочия;

ü никогда не брать работу на дом;

ü не затягивать рабочий день ни для себя, ни для других;

ü всегда быть готовым к неожиданностям;

ü бросить курить;

ü уделять внимание спорту и физкультуре;

ü находить новые увлечения;

ü ходить на работу пешком;

ü чаще покидать свой кабинет;

ü делать паузы в работе;

Страницы: 1 2 


Особенности Я - концепции
В период средней взрослости Я-концепция личности обогащается новыми Я-образами, принимает во внимание постоянно меняющиеся ситуационные отношения и вариации самооценок и детерминирует все взаимодействия. Я-концепция зрелого взрослого развивается в результате возникновения большого числа частных Я-концепций и в процессе генерирования кон ...

Чем врачебная практика отличается от психоаналитической?
На занятиях по медицине привыкли к наглядности. Вы видите анатомический препарат, осадок при химической реакции, сокращение мышцы при раздражении нервов. Позднее вам показывают больного, симптомы его недуга, последствия болезненного процесса, а во многих случаях и возбудителей болезни в чистом виде. Изучая хирургию, вы присутствуете при ...

Выводы
На основании полученных результатов были сделаны следующие выводы. Если девушки будут проявлять аккуратность, воспитанность и высокие запросы, то они будут чувствовать себя психологически защищенными. Не ясно, почему ответственность оказалась наименее значимой. Общественное признание для психологической защищенности конечно необходимо, ...