«Группа риска» - когда мы говорим о профессиональном выгорании

Другая психология » Синдром профессионального выгорания личности » «Группа риска» - когда мы говорим о профессиональном выгорании

Как для отдельного работника, так и для организации состояние профессионального выгорания может быть неосознанным или неправильно понятым и оцененным. Собственное неблагополучное состояние как человеку, так и организации трудно, практически невозможно увидеть со стороны, поэтому отсутствуют условия для того, чтобы вовремя начать коррекционные и восстанавливающие мероприятия.

Какие работники составляют группу риска в том случае, когда мы говорим о профессиональном выгорании? При ответе на этот вопрос можно выделить следующие закономерности.

Во-первых, особенно быстро "выгорают" сотрудники - интроверты, индивидуально-психологические особенности которых не согласуются с профессиональными требованиями коммуникативной профессии. Они не имеют избытка жизненной энергии, характеризуются скромностью и застенчивостью, склонны к замкнутости и концентрации на предмете профессиональной деятельности. Именно они способны накапливать эмоциональный дискомфорт без "сбрасывания" отрицательных переживаний во внешнюю среду.

Во-вторых, синдрому профессионального выгорания больше подвержены люди, испытывающие постоянный внутриличностный конфликт всвязи с работой. Чаще всего как в России, так и за рубежом это - женщины, переживающие внутреннее противоречие между работой и семьей, а также "прессинг" в связи с необходимостью постоянно доказывать свои профессиональные возможности в условиях жесткой конкуренции с мужчинами.

В-третьих, профессиональному выгоранию больше подвержены работники, профессиональная деятельность которых проходит в условиях острой нестабильности и хронического страха потери рабочего места. В России к этой группе относятся, прежде всего, люди старше 45 лет, для которых вероятность нахождения нового рабочего места в случае неудовлетворительных условий труда на старой работе резко снижается по причине возраста.

В-четвертых, на фоне перманентного стресса синдром выгорания проявляется в тех условиях, когда человек попадает в новую, непривычную обстановку, в которой он должен проявить высокую эффективность (смена работы, испытательный срок, будущая аттестация).

В-пятых, синдрому выгорания больше подвержены жители крупных мегаполисов, которые живут в условиях навязанного общения и взаимодействия с большим количеством незнакомых людей в общественных местах.

Лучше «горят» те, кто ассоциирует свою работу с предназначением, миссией. Среди психотерапевтов это называется «комплекс спасателя»: вмешаться и исправить, спасти!

«Люди добираются до вершин и понимают, что им там не нравиться, — говорит один из психологов. — Они думают: и за что это я боролся?». Этот эффект называется «перегоранием сверх новой звезды».

Люди становятся заложниками собственного успеха. Они испытывают шок, поняв, что их борьба бессмысленна. Некоторые думают, что успех всегда приносит удовлетворение, и с удивлением обнаруживаю, что это не так.


Педагогический модуль. Предмет, задачи и методы педагогической психологии и педагогики.
Педагогика — в дословном переводе «пайдагогос» — означает «детоводитель». Постепенно слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни», т. е. воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие. Со временем накопление знаний привело к возникновению особой науки ...

Психология человеческих отношений. Общение как взаимодействие
Интepaктивнaя сторона общения чаще всего проявляется при организации совместной деятельности людей. Обмен знаниями и идеями пo поводу этой деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание peaлизyeтcя в нoвыx пoпыткax развить совместную деятельность, организовать ee. Это позволяет интерпретировать взаимодействие кaк о ...

Гендерные различия в особенностях восприятия аудиорекламы
Движение жизни, научно-технический прогресс, социально и экономическое развитие общества диктуют нам новые правила существования в мире общественных, информационных, политических, экономических и остальных связей и весьма стремительно. Еще 20 лет назад в нашей стране даже само слово реклама не имело массового распространения, но уже сей ...