Теоретический анализ воздействия внушения и гипноза. История гипноза
Страница 2

Внушение. Гипноз » Теоретический анализ воздействия внушения и гипноза. История гипноза

Месмера нельзя назвать шарлатаном, он был глубоко уверен в правильности своей теории, которую считал физиологической и рационалистической. Он был убежден, что существование флюида так же реально и материально, как, например, действие металлического магнита. Однако Месмер утверждал, что открытый им «животный магнетизм» сильно отличается от действия магнита, и смутно догадывался, что кроме флюидов на больного воздействуют еще какие-то силы. Отсюда все эти ритуалы с камзолом, музыкой и жезлом. Не следует забывать, что в 18 веке, веке энциклопедистов, процветало суеверие, вера в колдовство и в то время еще сжигали колдуний на кострах. В 1774 г. месмеровская теория «магнетических флюидов» рассматривалась на заседании Французской академии и Королевского медицинского общества, в котором принимали участие такие видные ученые, как Лавуазье, Франклин, Жюсье, Байли. Приговор комиссии экспертов был суров и категоричен, а «Животный магнетизм» осужден. Целебное действие, а его отрицать было невозможно, приписывалось не флюидам, существование которых ставилось под сомнение, а воображению. Воображение без магнетизма вызывает конвульсии, говорилось в заключении, а магнетизм без воображения не вызывает ничего. Осуждена была не только теория Месмера, но и сам его метод лечения, который, по мнению академиков, отрицательно влияет на нравственные устои общества. В 1776 г. Месмер переезжает в Париж, добивается аудиенции у короля Франции Людовика и заручается поддержкой королевы Марии-Антуанетты.

На научный Олимп начинает оказываться давление, но Академия остается непреклонной в своем решении. Во время французской революции Месмер эмигрировал в Швейцарию, где и умер в забвении и безвестности в 1815 г. Но семена, посеянные им, позже дали всходы. В 1882 г. Французская академия под влиянием работ Шарко признала метод лечения гипнозом научно обоснованным, то есть одобрила, по существу, то, что сто лет назад решительно отвергла. В 1818 г. поклонник Месмера Шостенье де Пьюисегюр, практикуя «магнетические пассы», открывает наиболее глубокую стадию гипноза — сомнамбулизм. Магнетизируя больного, Пьюисегюр убеждается в том, что пациент погружается в состояние «магнетизма» не только в результате прикосновений, но и под воздействием слова или приказа. Выходит, что флюиды здесь не при чем, а главный действующий фактор – внушение. Однако началом научного изучения гипноза следует все-таки считать исследования английского хирурга Джеймса Брейда. Присутствуя на сеансах известного французского магнетизера Шарля Лафонтена, внука знаменитого баснописца, Брейд обратил внимание на то, что подопытный, впавший в состояние «магнетизма», не может открыть глаза, пошевелить рукой и вообще напоминает спящего человека.

Брейд решает сам продолжить опыты по «магнетизации», но применяет при этом свой оригинальный подход. Он предлагает пациенту фиксировать взор на каком-нибудь предмете, например на горлышке бутылки, и не думать ни о чем, кроме сна. Результаты опытов превзошли все ожидания. Все пациенты после нескольких минут общей расслабленности и фиксации взгляда впадали в состояние, которое Брейд назвал гипнозом. Результаты своих опытов Брейд опубликовал в книге «Нейрогипнология». Он рассматривал гипноз, как особый вид сна, наступающий в результате утомления сосредоточенного взора и внимания, расслабления мышц и замедленного дыхания. Для объяснения механизма гипноза Брейд использовал гипотезу о моноидеизме, о состоянии охваченности одной единственной мыслью. Это состояние, он полагал, возникает у загипнотизированного в результате сосредоточения взора и мысли на одном предмете. Теоретическое объяснение Брейдом гипноза в наше время представляется наивным, но практические наблюдения, сделанные им, не потеряли своей актуальности. Брейд одним из первых отметил тот факт, что восприимчивость людей к гипнотизации, «гипнабельность», неодинакова и зависит не столько от личности гипнотизера, сколько от состояния нервной системы пациента. Он обратил внимание, что глубина гипноза у различных людей может быть различной, а иногда меняется на протяжении одного и того же сеанса. Брейд убедился в особой силе внушения в состоянии гипноза и использовал этот эффект как метод лечения истерических параличей, припадков. Но главной заслугой является то, что он был первым, кто взглянул на гипноз как на явление земное, материальное, вызванное естественными, физиологическими причинами.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Понятие культуры поведения. Нормы поведения.
С. В. Петерина культуру поведения дошкольника рассматривает как "совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности". [ 20, с.6] Культура поведения не сводится, к формальному соблюдению этикета. Она тесно связана с нравственными чувствами и представления ...

Деструктивные супружеские отношения как условие проявления депрессий в супружеской диаде
Выделяют следующие виды социально-аксиологической направленности семьи: общественно-прогрессивная (поддержка ценностей социума, единство взглядов, хорошие межличностные отношения); противоречивая (отсутствие единства взглядов, взаимоотношения на уровне борьбы одних тенденций с другими); антиобщественная (противоречие ценностных идеал ...

Метод рисунка
Как отмечает В.Ф. Петренко, носителями индивидуальных значений, наряду со структурами естественного языка, выступают невербальные системы (рисунки, схемы, символы). Осуществленный нами преимущественно на материале отечественной психологии обзор исследований, выполненных с применением метода рисунка, показал, что данный метод использова ...