Теоретический анализ воздействия внушения и гипноза. История гипноза
Страница 4

Внушение. Гипноз » Теоретический анализ воздействия внушения и гипноза. История гипноза

Таким образом он излечил около 30000 человек, которые создали общины «чаепитников». Большую роль в развитии отечественной и мировой психотерапии сыграл Владимир Михайлович Бехтерев. Родился Бехтерев 20 января 1857 г. в селе Сорали в семье станового пристава. В 1873 г. он поступил в прославленную Медико-хирургическую академию. При этом не обошлось без курьеза, выяснилось, что этому огромному, похожему на Илью Муромца парню нет еще 17 лет. Двери академии захлопнулись, но Бехтерев был не так прост. Он пошел домой к начальнику академии и сумел убедить его, что дело не только в количестве прожитых лет. Способности и работоспособность этого человека были поистине легендарными. Будучи слушателем академии, он успел побывать на войне с турками за освобождение Болгарии, участвовал в нескольких студенческих забастовках, был одним из организаторов студенческого бойкота, объявленного преподавателю физиологии И.Ф. Циону, из-за чего на всю жизнь нажил себе недоброжелателя в лице И.П. Павлова, в те годы, ассистента И.Ф. Циона. В 1878 г. Бехтерев окончил академию и был оставлен в должности врача-стажера при кафедре психиатрии, которую возглавлял Мержеевский, ученик и преемник родоначальника отечественной психиатрии Балинского. В 24 года Бехтерев блестяще защищает докторскую диссертацию, а в 27 лет командируется за границу. Находясь в командировке в Лейпциге, он в декабре 1884 г. получает официальное приглашение, подписанное министром народного просвещения, занять кафедру психиатрии в Казанском университете. И снова проявляется характер ученого, прежде чем дать свое согласие, он ставит три условия: организовать в Казани клинику душевных болезней, учредить дополнительную должность ассистента кафедры и продлить срок его командировки с целью стажировки в клинике Шарко.

Все требования Бехтерева были удовлетворены. До весны 1885 г. он стажируется в Сальпетриере, увлекается гипнологией, успевает побывать в Вене у «знатока мозга» Мейнерта и осенью приезжает в Казань. Там Бехтерев стал активным поборником лечения гипнозом и внушением. В 1893 г. в возрасте 36 лет Бехтерев назначается начальником кафедры душевных и нервных болезней Военно-медицинской академии, сменив на этом посту Мержеевского. Мержеевский был отличным клиницистом, морфологом, но к психотерапии, особенно к лечению гипнозом, относился скептически. Возможно, этому способствовал нездоровый гипнотический бум, который прокатился по всей Европе и достиг своего апогея в России к середине 80-х гг. 19 века. Мержеевский добился решения Медицинского совета об осторожном применении гипноза во врачебной практике, согласно которому прибегать к гипнозу можно было только с разрешения администрации и обязательно в присутствии второго врача. Заняв кафедру, Бехтерев настоял на отмене этих ограничений. Сам он в лечении больных широко использовал внушение под гипнозом. Когда в юбилейном для Военно-медицинской академии 1898 г. Бехтереву предложили выступить с актовой речью, он посвятил ее роли внушения в общественной жизни, а позже, в 1903 году, эта речь была издана отдельной книгой: «Внушение и его роль в общественной жизни». Некоторые положения, высказанные Бехтеревым в этой книге, актуальны и в наши дни. Прежде всего, он четко разграничивает такие понятия, как убеждение, внушение, гипноз. Убеждение, по его мнению, входит в сферу психической деятельности при посредстве личного сознания, усваивается нами путем обдумывания и осмысленной переработки, становясь достижением нашего Я. Внушение, сводится к непосредственному прививанию тех или других психических состояний от одного лица другому, прививанию, происходящему без участия воли воспринимающего лица и нередко даже без ясного с его стороны сознания. Гипноз, по Бехтереву, представляет собой не что иное, как искусственно вызванный видоизмененный нормальный сон, при котором, однако, сохраняется контакт с гипнотизером. У загипнотизированного наступает особое состояние пассивности, в силу чего внушение действует на него столь подавляющим образом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Типовые признаки для определения ребенка из семьи алкоголиков по поведению в школе
Не существует стопроцентно верных путей распознавания детей, живущих в семьях, где есть алкоголики или наркоманы. Наиболее важным аспектом в распознавании детей из семей алкоголиков/наркоманов является формирование у них определенных моделей поведения, а не выделение симптомов принадлежности. Тем не менее, следующие симптомы могут указы ...

Основные формы девиантного поведения. Алкоголизм
Алкоголизм, курение, проституция, наркомания – социальная патология. Они дезорганизуют систему нравственных ценностей, её основы, наносят вред личности. Одной из главных проблем становится проблема алкоголизма. Алкоголизм– форма девиантного поведения, характеризующаяся патологическим влечением к спиртному и последующей социальной дегра ...

Мотивация боязни неудачи.
Люди, как правило, малоинициативны. Избегают ответствен­ных заданий, изыскивают причины отказа от них. Ставят перед собой неоправданно завышенные цели; плохо оценивают свои возможности. В других случаях, напро­тив, выбирают легкие задания, не требующие особых трудовых затрат. Эффект Зейгарник выражен в меньшей степени, чем у ориентиров ...