Заключение
Страница 1

Правильное восприятие наказание осужденным возможно только при возникновении «установки на раскаяние», которая играет роль фильтра на пути усвоения всех воспитательных воздействий. Поэтому для эффективной психокоррекции чрезвычайно важно перестроить установки осужденных по отношению к наказанию и преступлению.

Отношение к наказанию - главное личностное переживание осужденного. Это своеобразное кредо, характеризующая уровень правового и нравственного сознания осужденного и опосредующее отношение к целям и средствам исправления, ресоциализации, воспитательной работе, образовательному обучению и профессиональной подготовке.

Данный феномен отличается подвижностью и динамичностью, что позволяет сотрудникам ИУ заниматься его формированием. По данным исследования, проведенного в 2002 году, около 30% отбывающих наказания считают осуждение и наказание справедливыми, около 45%-осуждение справедливом, но меру наказания слишком суровой, около 25%-и то и другое не справедливыми. Обычно к концу срока отбытия наказания число лиц, полностью отрицающих справедливость осуждения и наказания, сокращается.

Международный и отечественный опыт применения уголовного наказания свидетельствует о его глубоком, разностороннем и зачастую нежелательным влияния на личность осужденного. Психологи-пенитенциаристы (М.Н. Гернет, В.Ф. Пирожков, Г.Ф. Хохряков и др.) отмечают следующее:

1. в связи с уголовным наказанием личность осужденного приобретает особое правовое положение, заключающееся в ограничении ее прав, но, как известно, любые ограничения и запреты порождают у осужденных стремление к их нарушению, активизируют в этом отношении их изобретательность и изощренность.

2. кроме того, в условиях изоляции человек приобретает и специфические обязанности, в рамках которых обычный для любого гражданина нравственные нормы приобретают правовой характер, а их нарушение влечет правовые последствия.

3. сам факт социальной изоляции носит для личности стигматизирующий характер: приобретается социальный статус преступника или правонарушителя, который воспринимается как акт клейальной защиты, и индивидуализации мер наказания по отношению к лицам, совершившим преступления. Все это потребует более серьезных и всесторонних психологических исследований по разработке и внедрению широкого спектра психолого-педагогических методов воздействия на личность, группу, коллектив осужденных. Перспективным является исправление правонарушителя через покаяние, примирение с потерпевшим, что создает предпосылки для подлинной перестройки личности, ее ресоциализации и создание перспективы для социальной адаптации.

Несмотря на сложившиеся в целом большие трудности в исправительно-исполнительной системе нашего государства, в ряде исправительных учреждений все же имеются успехи в ресоциализирующей деятельности, особенно там, где администрация и персонал приобщаются к опыту и теоретическому наследию известных педагогов и психологов, где образуется сплоченный коллектив квалифицированных сотрудников формируются механизмы социально адаптированной групповой интеграции в сфере заключенных, создаются перспективы личностного самоутверждения, определяются перспективы исправления, сопровождающееся получением определенных льгот, создается перспектива будущего.

С введением в штаты ИУ должности психолога возможность квалифицированного и углубленного изучения личности осужденных существенно увеличивается. Это вполне естественно, ибо психологи являются специалистами в сфере человеческих отношений, имеют фундаментальные знания о закономерностях поведения человека, владеют навыками проведения специальных психологических мероприятий. Объем работы, выполняемой сотрудниками психологической службы, постоянно увеличивается. Так, в 2003 г. психологами обследовано 587 тыс. осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Это в 2,5 раза больше, чем в 2000 г. Увеличивается удельный вес обследованных осужденных в карантине. В большинстве территориальных органов эту процедуру проходят все вновь прибывшие, но в среднем по России психодиагностическим обследованием в карантине охвачено всего 72 % осужденных. Это объясняется слабым уровнем развития психологической службы в ряде территориальных органов УИС[3]. По мере увеличения численности психологов в исправительных учреждениях эта проблема будет решаться.

Страницы: 1 2 3 4


Особенности психо-эмоционального формирования личности ребенка
Влияние алкоголизма на семью в целом заключается в искажении и неправильном использовании 3-х элементов, необходимых для здорового функционирования семьи: создание семейных правил, ролей и границ. Правила в семьях, злоупотребляющих алкоголем, искажаются в 2-х направлениях: слишком свободны или слишком строги. Это приводит к хаотической ...

Система оценивания результатов учебной деятельности. Психологическая характеристика без отметочного обучения
Оценка знаний предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе. Оцениваются: ответы на вопросы; участие в беседе; исправление ответов товарищей; умение использовать различные источники знаний — текст учебного пособия, рассказ учителя, наглядный материал, юридические докумен ...

Особенности диагностики эмоциональной сферы личности. Что такое диагностика
Психологическая диагностикаизучает способы распознавания и измерения индивидуально-психологических особенностей человека (свойств его личности и особенностей интеллекта). Распознавание и измерение осуществляется с помощью методов психодиагностики. Психодиагностика неразрывно связана с предметными областями психологической науки: общей ...