Коммуникативная компетентность личностиСтраница 2
Коммуникативный стиль личности вызывает либо комфортное, либо неопределенное (нейтральное), либо дискомфортное состояние в зависимости от того, какое энергетическое влияние оказывает и в какой мере способствует возникновению атмосферы плодотворного сотрудничества. Различают три коммуникативных стиля: синергический, нонсинергический и антисинергический (В.В. Бойко).
Стиль синергический (от греч. synergeia — сотрудничество, содружество) отличается тем, что личность своей манерой взаимодействия с партнерами (партнером) способствует объединению и увеличению эффективности совместной деятельности. Это становится возможным, во-первых, благодаря беспрепятственному информационному обмену между участниками отношений и, во-вторых, в результате синхронизации их энергий, слаженности их деятельности.
Стиль нонсинергический (от лат. поп — не, нет) характеризуется тем, что личность не может или не хочет содействовать успеху совместного труда. Она занимает позицию отстраненного наблюдателя, воздерживается проявлять инициативу, не демонстрирует соучастие и сопереживание в рабочем процессе.
Стиль антисинергический (от греч. anti — против) выражается в активных деструктивных формах поведения личности при взаимодействии с партнерами. Личность наносит вред процессу и результатам совместной деятельности тем, что обычно демонстративно противопоставляет себя большинству, либо конфликтует сама, либо провоцирует конфликты между партнерами. Своими настроениями определяет хаотичность в эмоциональных связях взаимодействующих сторон.
Выражением синергического стиля являются такие характеристики:
— соблюдение норм субъектных отношений.
Личность ведет себя так, чтобы партнеры чувствовали внимание к себе, поддержку и одобрение, находили соучастие и сопереживание;
— поддержание свободного обмена идеями и оценками. Человек активно высказывает свое мнение и уважительно от носится к позициям партнеров;
— конструктивная и доброжелательная критика.
Дает возможность личности совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки;
— стимулирование инициативы партнеров.
Личность замечает и одобряет новации своих партнеров, самостоятельность. При этом оцениваются прежде всего идеи и переживания, а не особенности партнера или форма высказываний. Преобладают интересы дела над личными интересами. Энергия расходуется прежде всего на дело;
— соблюдение норм партнерской этики.
Замечания в адрес коллег, оценки проделанной работы делаются в корректной форме, чтобы не задевать честь и достоинство других;
— устранение или смягчение своей некоммуникабельности. Например, плохих черт характера, неприятных для окружающих привычек, склонностей к аффектам и др.;
— положительное восприятие, умение открыто радоваться успехам партнеров и общим достижениям.
Доброжелательность, сочувствие, сопереживание, «флюидное излучение» помогают установлению позитивных контактов и стимулируют сотрудничество;
— способность «играть в команде», не противопоставлять себя групповому разуму и воле.
Отношения строятся по принципу «один за всех и
все за одного»;
— демонстрация высокого уровня коммуникативной толерантности.
Коммуникативная толерантность
— это характеристика отношения личности к людям, показывающая степень терпимости к неприятным или неприемлемым, по ее мнению, психическим состояниям, качествам и поступкам партнеров по взаимодействию.
Коммуникативная толерантность — одно из важнейших качеств человека, необходимых ему в процессе передачи и приема информации. На ее проявление влияют воспитание, опыт общения, культура, ценности, потребности, интересы, установки, характер, темперамент, привычки, особенности мышления, эмоциональность и тип поведения личности.
Коммуникативная толерантность проявляется в тех случаях, когда человек либо не видит особых различий между подструктурами своей и чужой личности, либо не испытывает негативных переживаний по поводу различий.
Основные подструктуры личности, обусловливающие коммуникативную толерантность:
Примитивные психологические защиты. Примитивная изоляция
Психологический уход в другое состояние сознания (почти автоматическая реакция). Студенты используют изоляцию для удаления от социальных и межличностных ситуаций и замещающих напряжение, происходящее от взаимодействий с другими, стимуляцией, исходящей от фантазий их внутреннего мира.
Человека, привычно изолирующегося и исключающего дру ...
Демократический тип
Истинных демократов среди руководителей, на наш взгляд, сравнительно мало. Этот тип управления сочетается с позитивными, в целом доброжелательными эмоциональными установками руководителя. В то же время среди руководителей довольно хорошо представлена категория "играющих в демократы". Среди этой категории руководителей существу ...
Свобода пересечения межполовых границ
Научные данные согласуются со здравым смыслом в том, что для мальчиков поведение, присущее противоположному полу, неприемлемо, а для девочек допустимо: «маменькины сыночки» подвергаются насмешкам, а к девчонкам-сорванцам относятся благосклонно. В научных исследованиях половые роли рассматриваются с трёх сторон: их проявление в поведении ...