Эмпирические методы в психологии. О методологии.

Другая психология » Эмперические методы в психологии » Эмпирические методы в психологии. О методологии.

О.Конт в середине 19 в., предложил концепцию развития человеческого знания. Рассматривал три последовательно сменяющие друг друга формы знания: 1) Религиозное – основано оно на традиции и индивидуальной вере; 2) Философское – основано на интуиции автора той или иной концепции.; 3) Позитивное – научное знание, основано на фиксации фактов в ходе целенаправленного наблюдения. Старые формы человеческого знания (религиозное и философское) должны неизбежно отмереть, став предметом исследования историков культуры.

Различные формы знания существуют и развиваются параллельно.

К разным видам человеческой практики и знания может применяться термин «Психология».

1. Существует психология как система обыденных знаний людей о «психике» («обыденная психология). Обыденное знание зафиксировано в естественном языке в значениях слов, которые описывают особенности психики человека, а так же его поведение, мотивы, способности и др. Содержится такое знание в поговорках и пословицах.

2. Существует «философская психология». Большинство философов придумывали концепции психики, создавали свои представления о личности, об особенностях ее развития, о соотношении объективной и субъективной реальности («теория отражения), о детерминантах поведения человека и групп людей.

3. Под термином «психология» понимают науку, которая возникла в 19 в., - науку о психики как некой самостоятельной реальности, имеющей материальную основу, т.е. является механизмом отражения и регуляции человеческого поведения, она может быть исследована объективными методами. Психология как наука, принявшая методологию естествознания, сложилась в конце 19 начале 20 в.

Немецкий философ В.Дильтей, определил психологию как фундаментальную науку, из которой берут начало все науки о духе. Из этой науки вырастает основной метод «наук о духе» - метод понимания. Он считал, что природа эмпирического знания в психологии иная, чем в естественных науках. В. Дильтей противопоставлял метод понимания методу объяснения. Понимание своего внутреннего опыта человек осуществляет помощью интроспекции. Чужой опыт понимается путем вживания и вчувствования во внутренний мир другого человека.

Психологию относят к поведенческим наукам, наблюдение и измерение и эксперимент в психологии называют методами исследования поведения. Поведение подразделяется на вербальное (речь) и невербальное (предметное действие, неречевая коммуникация). Исследовательские приемы – методики, регистрирующие вербальное и невербальное поведение.


Критерии отнесения к нарушениям поведения
В строгом смысле «нормальным» считается всё, что соответствует принятой в данной науке в данное время норме – эталону. Способы получения номы нередко называют критериями. Одним из самых распространённых и общих является статистический критерий , который позволяет определить норму для любого явления с помощью подсчёта частоты, с которой ...

Интерпретация результатов исследования и пути их практического применения
Основным результатом нашего исследования является подтверждение основной гипотезы в части, касающейся несомненной взаимосвязи волевых качеств личности руководителя и его индивидуального стиля управления. Действительно, личности подчиненных и личности руководителей значимо разнятся в смысле яркости волевых качеств и отражения этого факт ...

Знание необходимых основ психогенетики. Введение в популяционную генетику
Эволюция, идущая на уровне ниже вида (подвиды, популяции) и завершающаяся видообразованием, называется микроэволюцией (эволюция популяций под действием естественного отбора). Микроэволюционные явления и процессы нередко совершаются в относительно небольшие сроки и поэтому доступны для непосредственного наблюдения. Эволюция на уровне си ...