Эргономические основы проектирования рабочих мест
Страница 1

Другая психология » Методы изучения трудовой деятельности » Эргономические основы проектирования рабочих мест

Рабочее место понимается как система функциональных и предметно-пространственных средств, создающих условия для трудовой деятельности, оснащенная необходимыми техническими средствами, в которой совершается трудовая деятельность исполнителя или группы исполнителей, совместно выполняющих одну работу или операцию. Она характеризуется индивидуально-психологическими критериями оптимальности. Рабочее место — это трудовой пост, заданный и ограниченный совокупностью специфических условий.

Реальное пространство трудовой деятельности субъекта, определяемое конкретными физическими, организационными, социальными, психологическими, этическими и правовыми факторами, часто характеризуется высокой динамичностью развития. Рабочее пространство включает в себя занятое оборудованием и свободное пространство, последнее делится на пространство сенсорной и моторной деятельности работающего и пространство, необходимое для выполнения вспомогательных работ по обслуживанию рабочего места.

Эргономическое обеспечение системы "человек - техника - среда" представляет собой комплекс научно-методических положений, принципов и организационных мероприятий, направленных на достижение заданных (требуемых) свойств проектируемых систем. Эргономическое обеспечение создания и эксплуатации техники направлено на повышение эффективности системы "человек - техника -среда" при минимальном расходе ресурсов человека и его максимальной удовлетворенности содержанием труда. "Уравновешивание" индивидуальности человека с условиями его рабочего места достигается путем максимального приспособления техники к человеку, разработкой системы профессионального отбора персонала и средств его профессиональной подготовки и восстановления

Эргономическое обеспечение проектирования технических средств основывается на реализации базовых эргономических требований. Под ними понимают количественно или качественно выраженное требование к свойству системы, связанное с характеристиками человека, взаимодействующего с техникой при ее эксплуатации, и предъявляемое с целью улучшения качеств "техники".

Под свойствами субъекта труда подразумевают антропометрические, психофизиологические и психологические характеристики и возможности человека. Эргономические требования — это те условия, которые учитываются на всех стадиях проектирования и эксплуатации технических систем, а также при проведении экспертизы и сертификации изделия Эргономические требования делятся:

♦ на общие, имеющие межотраслевой характер и являющиеся универсальными и инвариантными по отношению к системам "человек - техника - среда" (табл.2.);

♦ частные, определяемые спецификой системы и особенностями ее эксплуатации.

Соответствие спроектированного изделия эргономическим требованиям и его потенциальная эффективность оцениваются с помощью эргономических показателей.

Таблица.2

Структура общих эргономических требований (ОЭТ) к системе "человек - машина - среда" (СЧМ) [134]

Наименование групп ОЭТ к СЧМ

Наименование элементов СЧМ

Организация СЧМ и деятельности оператора в ней

1 .Распределение функций между оператором и ТС, а также между операторами.

2. Численность и квалификация обслуживающего персонала.

3. Алгоритм и структура деятельности оператора.

4. Информационная модель.

5. Программные и диалоговые средства деятельности.

6. Документация на рабочем месте оператора (РМО).

Технические средства деятельности оператора

1. Средства отображения информации (СОИ).

2. Органы управления (ОУ).

3. Конструкция РМО.

4. Взаимное размещение РМО и СОИ коллективного пользования.

5. Кресло оператора.

6. Средства связи на РМО.

7. Средства обеспечения безопасности и другое оборудование.

8. Инструмент на РМО.

9. Обслуживаемость и ремонтопригодность ТС.

Качество и напряженность деятельности оператора

1. Временные параметры деятельности оператора. 2.Точностные параметры деятельности оператора.

3. Надежность деятельности оператора.

4. Напряженность деятельности оператора.

Обитаемость рабочего помещения

1. Объем и форма рабочего помещения.

2. Участки рабочего помещения, обеспечивающие перемещения оператора.

3. Физические факторы рабочей среды.

4. Химические факторы рабочей среды.

5. Биологические факторы рабочей среды.

 

Система формирования и поддержания работоспособности оператора

1. Методы и организация обучения операторов.

2. Организация профессионального отбора операторов.

3. Режим труда и отдыха операторов.

4. Функциональное состояние операторов.

5. Аппаратура обучения и тренировки операторов.

6. Психологическое обеспечение операторов.

7. Экипировка и специальное снаряжение операторов.

 

Технико-эстетические требования

1. Композиционное построение ТС.

2. Рациональность формы ТС.

3. Информационная выразительность и декоративность ТС.

4. Совершенство производственного исполнения ТС.

 
Страницы: 1 2 3 4 5


Социальная ситуация, сложившаяся после 1991 года
В современном общественно-политическом лексиконе довольно часто появляются термины, более привычные для психиатров и патопсихологов, чем для политиков, журналистов и обществоведов: политическая эйфория и массовая депрессия и комплекс национальной исключительности . Может быть впервые в истории патопсихологическое истолкование социальных ...

Исследование депрессии и её типов юношей и девушек музыкальных и немузыкальных специальностей
Определение уровня депрессии происходило путём применения методики В.А. Жмурова « Дифференциальная диагностика депрессивных состояний». Она состоит из 40 утверждений, в каждом из которых имеется 3 варианта. Испытуемому предлагалось после прочтения выбрать подходящий вариант ответа. Каждому варианту ответа соответствовал определённый бал ...

Положение ученика в системе личных взаимоотношений.
Простые и повседневно употребляемые термины и понятия вдруг оказываются довольно сложными, как только мы пытаемся дать им научную характеристику. Что мы подразумеваем, например, под сочетанием «положение человека», «поло­жение ученика»? В разных аудиториях проводился один несложный социально-психологиче­ский эксперимент. Человека прося ...