Обобщение и анализ методов исследования социально-психологической готовности к труду выпускников ПТУ

Другая психология » Cоциально-психологическая готовность к труду выпускников ПТУ » Обобщение и анализ методов исследования социально-психологической готовности к труду выпускников ПТУ

О.С. Гребенюк, изучая формирование готовности к учебной и трудовой деятельности у учащихся средних профтехучилищ, выделил уровни развития мотивации учебно-трудовой деятельности:

I уровень (низкий) характеризуется малочисленными положительными мотивами учебной и трудовой деятельности. В основном это мотивы избегания неудобств, дискомфорта или узколичные. Познавательные интересы аморфны, ситуативны.

II уровень – проявляется интерес к учебному материалу, все положительные мотивы связаны лишь с результативной стороной, ориентированы на успех, достижение результата, учение выступает в качестве средства достижения цели.

III уровень – сформированность всех компонентов, мотивация четкая, направленность познавательных мотивов устойчивая.

IV уровень – отличает глубокое осознание мотивов, общая целеустремленность [10].

Мотивационная сфера личности охватывает феномены потребностей, побуждений, склонностей, интересов, ценностей, установок, позиций. Она тесно связана с системой отношений человека к различным аспектам действительности: к другим людям, к самому себе, к своей деятельности и т. д. В структуре отношений одними из наиболее значимых являются отношение к своему будущему, к себе и к различным видам деятельности. Отношение к будущему характеризуется ожиданиями, надеждами, намерениями, планами, представлениями человека о том, что с ним может произойти, что он будет делать. Отношение к себе определяет, кем человек себя считает, с кем себя идентифицирует, к какой категории людей себя относит. Отношение к различным видам деятельности характеризует наличие, силу и содержание побуждений к соответствующим видам деятельности и содержание возникающих в связи с ними переживаний.

Для определения социально-психологической готовности к труду выпускников ПТУ в данной работе мы будем исследовать мотивационно - ценностную сферу личности, т. к. определив жизненные ценности и движущие мотивы мы сможем определить готовность к труду и делать прогнозы на будущую трудовую деятельность.

Проведя теоретический анализ методик диагностики мотивационно – ценностной сферы мы определили, что использование проективных методик является трудоемкой процедурой. Кроме того, разрешающая способность большинства проективных методик не позволяет использовать их для точных количественных измерений, допуская лишь качественное определение тех или иных черт.

Психосемантическая диагностика мотивации включает в себя выбор и формулирование оцениваемых понятий и оценочных признаков, сбор, обработку и интерпретацию данных. Однако неудобство и сложность обработки полученных результатов предполагает использование компьютерной техники, что не всегда представляется возможным.

Поэтому для диагностики мотивационной сферы и ценностных ориентаций личности нами используется тестирование, методики направленные на выявление движущих мотивов в жизнедеятельности личности.


Понятие культуры поведения. Нормы поведения.
С. В. Петерина культуру поведения дошкольника рассматривает как "совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности". [ 20, с.6] Культура поведения не сводится, к формальному соблюдению этикета. Она тесно связана с нравственными чувствами и представления ...

Педагогическое общение и его роль в воспитании
Общение является одной из самых сложных сторон педагогического труда, так как через него осуществляется главное в педагогической работе: воздействие личности учителя на личность ученика. Одним из важных качеств педагога является умение организовывать длительное и эффективное взаимодействие с учащимися. Данное умение обычно связывают с к ...

Аффективная сфера. Влияние брачных отношений на эмоциональную сферу личности
В зрелом возрасте люди часто испытывают чувство одиночества. Дети подрастают и уходят или собираются уйти из родительского дома, и начинающие стареть супруги вновь сталкиваются с необходимостью играть лишь роли мужа и жены (Квинн В., 2000). Но зрелость далеко не всегда бывает печальным периодом жизни. Мужчины и женщины, которые довольны ...