Задание 5
Страница 1

Дайте понятие о воле. Опишите структуру сложного волевого действия.

Воля—сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Это качество сознания и деятельности возникло с появлением общества, труда. Воля является важным компонентом психики человека, неразрывно связанным с познавательными и эмоциональными процессами.

Воля выполняет 2 взаимосвязанные функции:

Побудительная. Обеспечивается активностью человека. В отличие от реактивности, когда действие обуславливается предшествующей ситуацией, (на оклик человек оборачивается), активность порождает действия (человек, нуждающийся в получении необходимой информации, окликает товарища)

Тормозная. Выступает в единстве с побудительной функцией, проявляется в сдерживании нежелательных проявлений активности. Личность способна тормозить пробуждение мотивов и действий, которые не соответствуют её мировоззрению, идеалам и убеждениям. Регулирование поведения было бы невозможно без процесса торможения.

В своём единстве побудительная и тормозная функции воли обеспечивают преодоление трудностей на пути к достижению цели.

Волевые действия бывают простые и сложные. К простым волевым действиям относятся те, при которых человек без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно, каким путем он будет добиваться, т.е. побуждение к действию переходит в само действие почти автоматически

Сложное волевое действие состоит из последовательного решения ряда частных промежуточных функциональных задач. Общая система этих функциональных задач, характерная для любого вида деятельности, и составляет структуру деятельности. Осуществляя деятельность, человек прежде всего осознает ее необходимость для удовлетворения той или иной потребности. Потребности могут быть удовлетворены разными предметами, объектами, условиями, а овладение этими предметами или достижение необходимых условий может быть осуществлено разными способами. Само действие возникает и осуществляется на основе мотивации. Нередко у человека возникает ряд противоречивых, но одинаковых по силе доводов в пользу разных действий - происходит борьба мотивов, сопровождающаяся волевым усилием (но противоборство мотивов не является обязательным признаком волевого действия). Приняв решение; наметив цель действия, человек соотносит ее с имеющимися условиями, то есть осознает задачу действия и намечает способы ее решения. Далее, привлекая соответствующие знания, человек создает умственный образ действия - ориентировочную ею основу. При этом также проявляется волевое усилие, так как из ряда возможных схем данного действия следует выбрать лишь одну. Только после этого человек переходит к исполнению данного действия, преодолевая при этом ряд внешних и внутренних препятствий. Достигнув соответствующих результатов, человек, осознает их соответствие потребностям. Такова структура сложного волевого действия.

ЗАДАЧА

Назовите основания для назначения судебно-психологической экспертизы в нижеприведенном ниже примере. Дайте конкретные формулировки вопросов, которые могут быть поставлены перед психологами-экспертами.

Страницы: 1 2


Что такое любовь?
Сложность и важность любви обусловлены тем, что в ней сливаются в одно целое и физическое и духовное, индивидуальное и социальное, личное и общечеловеческое, понятное и необъяснимое. Нет такого развитого общества, и нет такого человека, который был бы не знаком с любовью. Любовь как высшее человеческое чувство – эта часть жизни любого и ...

Различные классификации и формы девиантного поведения.
Некоторые отечественные и зарубежные ученые считают целесообразным подразделять отклоняющееся (девиантное) поведение на преступное (криминальное), делинквентное (допреступное) и аморальное (безнравственное). Данные типы (разновидности) девиантного поведения выделены с учетом особенностей взаимодействия индивида с реальностью, механизмам ...

Развитие творческой индивидуальности педагога, влияющей на профессиональный рост
Творческую индивидуальность учителя характеризует прежде всего потребность в самореализации, т.е. стремление к возможно более полной реализации своих потенций в профессиональной деятельности. Потребность в самореализации характерна для человека с достаточно развитым самосознанием, способного к выбору. Теоретическое и практическое значе ...