Практика трансактного анализа. Экспериментальное исследование. Индивидуальная терапия трансактного анализа
Страница 2

Другая психология » Трансактный анализ как психотерапевтическое средство в работе с клиентом » Практика трансактного анализа. Экспериментальное исследование. Индивидуальная терапия трансактного анализа

где, КР - контролирующий родитель;

ВР - воспитывающий родитель;

В - взрослый;

СД - спонтанный ребенок;

АД - адаптированный ребенок

Высота каждого столбца говорит об относительном времени, которое Рамиль проводит в этой части эго-состояния в течение суток. Точная высота каждого столбика не так уж важна. Главное относительная высота каждого столбика по сравнению с другими.

Из эгограммы видно, что большую часть времени Рамиль З. находится во взрослом состоянии и адаптированном ребенке. И редко находится в воспитывающем родителе и еще реже в спонтанном ребенке. Здесь терапевт дает рекомендацию - увеличить поведение спонтанного ребенка. Когда одно эго-состояние увеличивается по интенсивности, другое или другие должны уменьшаться с целью компенсации. Изменение в распределении психической энергии происходит таким образом, что общее количество энергии остается константным (Д. Дюсей "Гипотеза константности"), [29, c. 32].

В данном случае содержание эго-состояния Ребенка принимается за содержание Взрослого, тогда считается, что Взрослый контаминирован (см. приложение Б).

Покажем это на схеме контаминации Ребенком.

Происходит как будто бы вторжение одного эго-состояния в границы другого. Закрашенный участок означает контаминацию.

При контаминации Ребенком у Рамиля З. происходит затуманивание взрослого мышления заблуждениями (детскими представлениями) из детства. Они представляют собой фантазии, принимаемые за реальную действительность. Когда он слышит, что люди за его спиной смеются, он думает: "Они смеются надо мной!"

В этот момент он проигрывает один случай из своего раннего детства, когда он, не задумываясь, решил: "Я хуже других. Все знают в чем, кроме меня. Но никто мне об этом не скажет."

Он не осознает, что это проигрывание ситуации. При контаминации Рамиль ошибочно принимает эту детскую ситуацию за реальную действительность.

Терапевт объясняет ему, что если даже люди смеялись над тобой, можно выйти из контаминации, осознав следующее: "Ну и что? Если они хотят смеяться надо мной, это их дело. Я все равно О,кей."

В дальнейшем рекомендуется делать следующее упражнение:

Расслабьтесь, вздохните и в течение некоторого времени осматривайте комнату, в которой вы находитесь. Для того, чтобы помочь себе войти во Взрослого, сядьте на стуле строго вертикально. Ноги поставьте плотно на пол. Возьмите листок бумаги и озаглавьте его: "Я человек, который…" Каждый вариант законченного вами предложения проверьте относительно того, является ли он отражением реальной действительности или контаминацией Ребенка. Выделите контаминированные Ребенком слова и употребите слова Взрослого.

Рамиль З. "Я человек, который не умеет ладить с людьми", это предложение можно переделать и написать "Я разумный и дружелюбный человек и я вполне способен ладить с людьми" и т.д.

Это упражнение приносит радость и пользу. Для анализа сценария также можно применить сценарную матрицу Клода Стайнера, которая считается одной из центральных моделей в ТА.

Сценарная матрица

Мать

Рамиль

Сестра

 

контрприказания

программа

приказания -

разрешения +

"ты ни на что не способен"

"вот так надо"

"не будь близок к другим людям"

"не высовывайся"

"не будь рядом со мной"

контрприказания

программа

приказания -

разрешения +

Страницы: 1 2 3


Группа конституционально-глупых
Подобного рода люди иногда хорошо учатся (у них сплошь и рядом хорошая память) не только в средней, но даже и в высшей школе: когда же они вступают в жизнь, когда им приходится применять их знания к действительности, проявлять известную инициативу, они оказываются совершенно бесплодными. Они умеют себя «держать в обществе», говорить о п ...

Типология характеров
Типология характеров, как правило, строится на существовании определенных типических черт. Типическиминазываются черты и проявления характера, которые являются общими и показательными для некоторой группы людей. Соответственно под типом характера следует понимать выражение в индивидуальном характере черт, общих для некоторой группы люд ...

Практический пример видения и стратегии
Видение: на основании Есф. 4:13-14: «И сказал Мардохей в ответ Есфири: не думай, что ты [одна] спасешься в доме царском из всех Иудеев. Если ты промолчишь в это время, то свобода и избавление придет для Иудеев из другого места, а ты и дом отца твоего погибнете. И кто знает, не для такого ли времени ты и достигла достоинства царского?». ...