Структура конфликта. Конфликтная ситуация
Страница 1

Другая психология » Типы поведения участников конфликтной ситуации » Структура конфликта. Конфликтная ситуация

Конфликт как многомерное явление имеет свою структуру. Однако само понятие «структура» трактуется по-разному. Так, при анализе объектов материальной и социальной жизни часто под структурой понимается совокупность элементов, состав¬ляющих объект. Иногда структура рассматривается как устройство, поря¬док расположения элементов.

Применительно к конфликту такие подходы неприемлемы, так как наряду с тем, что он является системой, конфликт представляет собой и процесс. Поэтому структура конфликта понимается как совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающих его целостность, тождественность самому се¬бе.

Структура конфликта включает:

1) конфликтные отношения;

2) конфликтные противоречия;

3) конфликтные причины;

4) участники конфликта;

5) объект и предмет.

Конфликтные отношения - форма и со¬держание взаимодействия между субъектами, их дейст¬вия для завершения конфликта. Конфликтные противоречия - основные пункты разногласий субъектов конфликта, их противополож¬ных интересов, устремлений, потребностей. Причины конфликта - те условия, которые привели к обостре¬нию противоречий, возникновению конфликта. Причины конфликтов обнаруживают себя в конкретных конфликт¬ных ситуациях, устранение которых является необходимым условием разрешения конфликтов (13, с. 60). Участников конфликта часто называют сторонами или противоборствующими силами. Это те субъекты конфликта, которые непосредственно совершают активные (наступательные или защитные) действия друг против друга. Противоборствующие стороны — ключевое звено любого конфликта. Когда одна из сторон уходит из конфликта, то он прекращается. Если в межличностном конфликте один из участ¬ников заменяется новым, то и конфликт изменяется, начинается новый конфликт. Это происходит потому, что интересы и цели сторон в межличностном конфликте индивидуализированы. Часто в конфликте можно выделить сторону, которая пер¬вой начала конфликтные действия. Ее называют инициатором конфликта.

Выделяют такую характеристику участника конфликта, как его ранг. Ранг — это уровень возможностей участника по реализации своих целей в конфликте, его физические, социальные, материальные и интеллектуальные возможности, знания, навыки и умения, его социальный опыт. В число участников конфликта входят субъекты, кото¬рые оказывают эпизодическое влияние на ход и результаты конфликта. Это подстрекатели, пособники и организаторы. Подстре¬катель — лицо, организация или государство, подталкивающее другого участника к конфликту. Сам подстрекатель может за¬тем в этом конфликте и не участвовать. Его задача — спрово¬цировать, развязать конфликт и его развитие. Пособник – лицо, содействующее конфликту советами, технической помощью и другими способами. Организатор — лицо или группа, планирующие конфликт, различные пути обес-печения и охраны участников, и др. (8, с.107).

Одним из непременных элементов конфликта является объект, т. е. конкретная причина, мотивация, движущая сила конфликта. Объектом конфликта может быть материальный ресурс, соци¬альная власть или духовная идея (норма, принцип), ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся оба оппонента. Важно уметь выделить объект конфликта, чтобы конструктивно его разрешить. Потеря объекта конфликта, ошибочное выделение ложного объекта существенно затрудняет процесс решения проблемы (22, с.34).

Предмет конфликта - это воображаемая или объективно существующая проблема, лежащая в основе конфликта. Это то противоречие, ради которого стороны вступают в противоборство (3, с. 254). Предметом конфликта может быть конкретная возможность (одна должность, на которую претендуют два человека, или одна путевка в санаторий), или некое ценностное утверждение, исключающее мнение другого, или соблюдение/несоблюдение каких-то правил (16, с. 141). Предмет конфликта, как правило, связан целями конфликтующих сторон, однако, не все цели в конфликте связаны с предметом конфликта (5, с. 158).

Каждый конфликт имеет свою динамику развития, которая включает следующие стадии:

1) 1-я стадия - предконфликтные отношения, накопление проблем, их неразрешенность, появление напряженно¬сти в отношениях;

2) 2-я стадия - обострение противоречий, устойчивый не¬гативный психологический фон в отношениях; постоян¬ная негативная, порой агрессивная конфронтации;

3) 3-я стадия - конфликтная ситуация, открытый конф¬ликт между субъектами, отсутствие взаимопонимания;

4) 4-я стадия - разрешение конфликта;

5) 5-я стадия - постконфликтная стадия, но¬вое содержание отношений между участниками конфликта (20, с. 7).

Страницы: 1 2


Математическая обработка результатов
Кто лучше готов к обучению в школе мальчики или девочки. Выдвигается гипотеза H0 - пол ребёнка влияет на готовность к обучению в школе. Ж - 1 М - 2 Таблица 2 № Баллы по методике "Домик" Пол 1. 1 1 2. 1 2 3. 4 1 4. 0 2 5. 6 1 6. 2 2 7. 4 ...

Теории развития человека
Развитие человека представляет непрерывную динамику изменений. Эти изменения особенно очевидны при сравнении младенца, школьника, взрослого человека и старика. Развитие человека от момента образования зародыша будущей жизни до его смерти называется онтогенезом ( от греч. онто - сущее+ генез - развитие). Термин онтогенез был введен немец ...

Обработка данных
Каждый вариант ответа предварительно оценен компетентными судьями тем или иным числом баллов - указывается в "ключе " рядом с номером суждения в скобках. Это сделано потому, что признаки, включенные в симптом, имеют разное значение в определении его тяжести. Максимальную оценку - 10 баллов получил от судей признак, наиболее п ...