Как помочь учителю получить знания о личности и индивидуальности шестилетнего ребенка
Страница 1

Другая психология » Готовность к школьному обучению шестилетних детей » Как помочь учителю получить знания о личности и индивидуальности шестилетнего ребенка

В публицистической и психолого-педагогической литературе на протяжении десятилетий ведется дискуссия о том, надо ли проводить отборочные испытания будущих первоклассников. В постановлениях Министерства Образования Российской Федерации [54] указывается на недопустимость создания ситуации экзамена при зачислении детей в первый класс, а также фиксируется положение о рекомендательном характере мнения медико-психологической комиссии. Это придает особую значимость той информации, которую учитель получает самостоятельно о каждом из своих учеников в первые дни и недели их школьной жизнедеятельности. В то же время, это же может способствовать возникновению нормативных трудностей адаптации ребенка к школе. Каждый педагог имеет собственное представление о порядке знакомства с детьми, зачисленными в его первый класс. По нашему мнению, это знакомство целесообразно проводить в форме индивидуальной беседы в течение первых дней и недель пребывания ребенка в школе.

Учитывая психофизиологические особенности возраста, учителю целесообразно ограничиваться в процессе знакомства с очередным первоклассником беседой продолжительностью 15-20 минут. Метод, сочетающий положительные стороны беседы и естественного эксперимента, был впервые эффективно применен известным швейцарским детским психологом Жаном Пиаже (клиническая беседа). Суть такого типа беседы состоит в выявлении знаний и умений ребенка в процессе непосредственного доверительного общения в сочетании с практическими действиями по выполнению заданий в материальном или графическом плане [65]. Такой подход считается оправданным, так как естественное детское экспериментирование, как показывает более чем десятилетний опыт изучения шестилеток в нашей стране, является наиболее эффективным методом обучения маленьких школьников.

Школьный психолог, в ходе диагностики готовности к школе, обычно сосредоточен на выявлении одного вида готовности, а именно, готовности в интеллектуальном плане. Учитель, безусловно, должен принимать его рекомендации, так как сведения, полученные в процессе этой диагностики, свидетельствуют об уровне развития познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), особенностях внимания. У шестилеток должно быть сформировано "хорошее" наглядно-образное или эмпирическое мышление. Мышление такого вида называют каталогизирующим или классифицирующим. Ребенок на его основе выделяет признаки объекта, сравнивает объекты, находя сходство и различия, пытается определить причинно-следственные связи, уточняет детали, делает выводы и т.д. Но он не может на основе этого мышления выполнять безошибочно логические операции (если его этому не учили специально).

После начала обучения школьного типа необходимо получить более полную информацию об индивидуальных особенностях личности каждого ребенка. Учителя, в процессе проведения беседы, должно интересовать следующее: умеет ли ребенок выслушивать высказывания учителя, (приходит на их основе к простейшим выводам, обобщениям) и может ли продолжить простое высказывание взрослого по смыслу. В последнем случае можно использовать методику незавершенных предложений.

Не менее ценной для учителя будет информация о сформированности способов общения или уровнях, на которых ребенок способен общаться с взрослым. Л.А.Венгер и М.И.Лисина особо выделяли такой вид готовности к школе, как готовность в коммуникативном плане. М.И.Лисина (45) утверждала, что если ребенок не способен к внеситуативно-личностному общению, т.е. не проявляет инициативы в выявлении особенностей духовного мира другого, в том числе и взрослого, то он не готов к школе в коммуникативном плане. Такие дети не принимают во внимание интересы других людей, не проявляют инициативы в общении, выходящем за рамки наличной ситуации. Протоколировать ход такой беседы можно, прибегая к сокращениям и условным обозначениям, иначе ребенку будет трудно удерживать внимание.

Примерные направления, по которым А.С.Турчин рекомендует проводить клиническую беседу с 6-летками:

1. Как представляет себе ребенок значение своего поступления в школу?

2. Какое представление имеет о содержании и характере деятельности школьников?

3. Состояние здоровья.

4. Овладение навыками личной гигиены (что знает и делает сам).

5. Овладение общими трудовыми навыками.

6. Наличие определенных представлений об окружающей жизни и умение рассказать об этом.

7. Наличие экологических знаний.

8. Особенности развития познавательных процессов.

9. Владение игровыми навыками и умениями.

10. Знание родного языка. Особенности речевого развития.

11. Элементарные математические представления.

12. Знания, умения и навыки в области человеческого общения.

Учителю самому целесообразно определить уровень достаточности полноты ответа, всячески поощряя самостоятельность ребенка, не давая отвлечься от предмета обсуждения. Поскольку беседа имеет характер клинического исследования, целесообразно отметить, что учитель должен иметь иллюстративный материал, который может использовать для проверки понимания ребенком того, о чем только что было сказано. Так, ребенок, заявляющий о том, что он не знает буквы, может довольно бегло читать по предложенной ему книге. И, напротив, городские дети могут проходить собеседование сразу в нескольких школах, запоминая правильные ответы. Целесообразно выслушивать аргументацию ребенка, так как может выясниться отсутствие понимания данных им ответов, которые, в силу хорошей памяти, существуют в его сознании на уровне "заклинаний", а не как подлинные научные знания или "психологические орудия".

Страницы: 1 2


Какими качествами различаются сновидения (по яркости, по длительности и т.д.)
Что касается длительности сновидений, то есть очень короткие, содержащие одну или несколько картин, одну мысль или даже только одно слово; другие, невероятно богатые содержанием, представляют собой целые романы и, по-видимому, длятся долго. Есть сновидения отчетливые, как переживания [при бодрствовании], настолько отчетливые, что мы как ...

Гендерный стереотип, его виды и функции
Понятие и классификация гендерных стереотипов. То, что гендер одна из важных категорий социальной жизни человека, проявляется в повседневной реальности. К представителям одного пола предъявляется особый набор поведенческих норм и ожиданий,значительно отличающийся от требований к другому полу. Для этого используются специальные термины ...

Общая характеристика работы
Актуальность проблемы: В современном обществе представления о мужских и женских качествах, о ролях, которые мужчины и женщины должны выполнять в социуме, меняются. Традиционные черты маскулинности и фемининности переплетаются с современными, что позволяет значительно полнее, чем раньше, учитывать многообразие индивидуальных вариаций. С ...