Как помочь учителю получить знания о личности и индивидуальности шестилетнего ребенка
Страница 2

Другая психология » Готовность к школьному обучению шестилетних детей » Как помочь учителю получить знания о личности и индивидуальности шестилетнего ребенка

Целесообразно дать некоторые пояснения по поводу направлений беседы. Так, в первом и втором пунктах устанавливается уровень представлений ребенка о школе и учебной деятельности младшего школьника. Не секрет, что многих детей до школы привлекает, прежде всего, внешняя сторона школьной жизни, не связанная с учебной деятельностью. Необходимо выяснить тип мотивации, а именно: появились ли уже мотивы, связанные с учебной деятельностью или преобладает игровая мотивация [47].

Пункт, характеризующий трудовые умения и навыки, дает также некоторые данные о мышлении и предпосылках учебной деятельности,

таких, как способность "удерживать" задачу, следить за рассуждением другого человека, особенностях целеполагания и т.д.

При изучении особенностей познавательной сферы на основе рассказа ребенка о каком-то знакомом ему предмете желательно обращать внимание на умение вычленять признаки, определять свойства предмета в зависимости от материала (твердый, мягкий, гибкий, легкий и т.д.). В случае затруднений можно перейти к рассмотрению реального предмета, а не его заместителя (картинки, модели).

Исследование процессов памяти не должно быть продолжительным. Проводится оно с использованием знакомых маленькому собеседнику сказок, считалок, загадок и др. Новый материал должен быть подобран для запоминания и воспроизведения с учетом возрастных особенностей учащихся начальных классов. В ходе выполнения этих заданий можно получить также информацию о ведущем типе памяти (слуховом, зрительном), что желательно учитывать и в ходе поурочной деятельности.

При изучении мышления у некоторых шестилеток будут выявлены "феномены Пиаже". Причины этого явления многократно объяснялись в литературе по детской психологии [10;22;41;73;85 и др.]. "Хорошее" эмпирическое (наглядно-образное) мышление можно определить на основе успешности выполнения заданий на сравнение, типа "Найди рисунок-двойник .", "Где две одинаковых?", "Пятый - лишний". Надо отмечать и степень интеллектуальной активности ребенка. Если он не проявляет любопытства и интереса даже в отношении выполнения вполне посильных для него заданий, например, при работе с иллюстративным материалом, - это тревожный симптом. Учителю целесообразно обратить внимание практического психолога на этот факт, так как велика вероятность наличия задержки психического развития или интеллектуальная пассивность.

Шестилетки обычно охотно рассказывают об игре, что дает возможность не только снять напряжение и активизировать внимание ребенка, но и косвенным путем получить информацию о свойствах личности, ее самооценке, уровне притязаний, а также знаниях в области нравственных отношений. Выяснение того, какие игры любит (или не любит) ребенок и почему, может дать информацию о тяготении к тому или иному ролевому поведению, стремлению к доминированию в группе, наличии страхов, половой идентификации и др.

Желательно в ходе наблюдения фиксировать эмоциональные реакции ребенка, как вербальные, проявляющиеся в интонации, темпе речи, паузах, эмоциональном тоне, так и невербальные (жесты, мимика). Необходимо постоянно следить за настроением ребенка, варьировать вопросы, в случае необходимости предлагая "нормируемую помощь", т.е. пытаться определить границы "зоны ближайшего развития" [84]. Учитывая особенности нервной системы (силу, слабость, инертность, преобладание возбуждения над торможением в коре головного мозга и др.), надо выявить темп, который является оптимальным для конкретного испытуемого.

Для того чтобы результаты были достоверными, желательно подстраховываться, проверяя то, что говорит ребенок о своих математических знаниях, так как может оказаться, что он просто помнит, в каком порядке надо "считать", а не умеет пересчитывать предметы. Если он читает, то проверить наличие "эффекта края", когда ребенок не считывает, а "узнает" слово, ориентируясь по общей ситуации или по первым слогам.

Проведя беседу с ребенком, учитель не подменяет, а лишь дополняет данные психологической диагностики готовности шестилетнего ребенка к школе и потом может неоднократно использовать полученные в ней факты в общении с маленькими школьниками. Этот метод позволит ему сделать первый шаг на пути постижения личностей своих будущих учеников, получить предварительную ориентировку в их ожиданиях и тревогах по поводу новой школьной жизнедеятельности и оказать реальную помощь маленьким школьникам в преодолении нормальных трудностей адаптационного периода к обучению школьного типа.

Поскольку учителей начальной школы привлекают к организации приема в 1-й класс, целесообразно учитывать их информацию о поведении ребенка и специфические затруднения, выявленных вне процедур психологической диагностики.

Страницы: 1 2 


Экспериментальное исследование гендерных ролей и особенностей личности музыканта / не музыканта. Выборка испытуемых и их характеристика
В данном исследовании приняло участия 80 человек, из которых 40 юношей и 40 девушек, возраста от 18 до 22-х лет. При этом все участники исследования представляли собой две группы испытуемых, одна из которой была группа студентов музыкальной специальности, а другая группа – студенты немузыкальной специальности. В каждой из групп было рав ...

Исследование характерологических тенденций
Материал и оборудование: перечень 128 черт, предложенный Т. Лири для составления характерологического портрета человека, десять регистрационных бланков и ручки. Методика исследования[15]: исследование характерологических тенденций состоит из двух этапов. На первом этапе используется методика самооценки испытуемым собственных свойств, а ...

Условия, факторы и движущие силы психического развития. Основные закономерности развития, соотношение обучения и развития, периодизация развития в разных теориях
Проблема генотипической и средовой обусловленности развития психики и поведения связана с выяснением того, как соотносятся данные человеку с рождения особенности организма и генетически обусловленные законы его созревания с возможностями развития, обучения, воспитания, приобретения знаний, умений и навыков, с развитием интеллектуальных ...