Современные исследования переживания одиночества
Страница 2

Другая психология » Выявление ощущения одиночества на основе двух возрастных групп. » Современные исследования переживания одиночества

Рассматривая склонность к одиночеству с позиций гуманистической психологии, Дж. Коен, продолжая линию исследований А. Маслоу, отмечает, что одиночество есть не что иное, как производная серии неудовлетворенности субъекта отношениями с важными другими:

«Младенец одинок, если он испытывает недостаток нежности и контакта с матерью. Ребенок одинок без родительского участия в играх и беседах. Подросток одинок, если он отвергается сверстниками».

Акцентируя момент переживания одиночества в юношеском возрасте, Коен пишет:

«…Наиболее острое одиночество испытывается в юношеском возрасте с приходом потребности в интимном общении с другим человеком. Любой компаньон лучше, чем никакого, потому что одиночество хуже беспокойства. Мы предпочитаем привязываться к кому-либо, кого мы ненавидим, чем жить в изоляции. Горький вкус одиночества искажает представления, как самого субъекта, так и других людей. В итоге, получается персона, не способная адекватно взаимодействовать с другими» [8].

Мысль, высказываемая Коеном, не нова, однако именно его взгляды можно рассматривать в рамках представлений об одиночестве с позиций западных психологических школ как основание для возрастного анализа этого явления.

С начала 90-х годов исследования российских авторов в области психологии переживания одиночества постепенно принимают характер системы, происходит их углубление, актуализация отдельных аспектов исследуемого феномена. В период с 1990 по настоящее время защищено более десяти диссертационных работ в контексте изучаемой проблематики, в том числе две докторские диссертации.

Исследования проблемы одиночества представляется крайне актуальными в контексте особенностей развития общества XIX века. Качественные изменения элементов культуры, протекающие с высокой скоростью, высокая степень расслоения общества, разобщенность людей в больших городах, недостаточность глубоких эмоциональных контактов – на это и многое другое обращают внимание авторы, исследующие предпосылки к развитию одиночества. Рассмотрение проблем одиночества в контексте культуры присутствует в работах Ф. Г. Майленовой (2001), Л. Ф. Новицкой (2000), Л. А. Колесниковой (1997, 1998), В. Молчанова (1998), Т. В. Власовой, В. И. Пузько (1995). В статье «Культура и возможность преодоления одиночества современного человека» Л. Ф. Новицкая (2001), давая культурологический анализ явления, в частности указывает: «…Одиночество «человека в толпе» означает то, что он не «нашел» себя (или потерял?), что связи его с культурой если и есть, то несущностные».

В. И. Пузько сопоставляет одиночество с экзистенциальным неврозом:

«…многие люди, ощущающие себя относительно здоровыми и не нуждающиеся в психотерапии, страдают от одиночества и от некой опустошенности души. Последний вариант – неклинический, экзистенциального невроза…» [10].

В. Молчанов в работе «одиночество и коммуникативность знака» возвращается к философским основаниям рассмотрения одиночества, центром его исследований является анализ представлений Э. Гуссеерля. Экскурс подобного плана делает и Г. А. Назлоян, отмечая:

«Пафос экзистенциальной философии от С. Къеркегора до М. Бубера и А. Камю порождает представление об одиночестве как об отсутствии на уровне чувственного восприятия. Однако здравый смысл заставляет нас видеть в каждом состоянии индивида и даже в каждом временном срезе его жизнедеятельности одновременное присутствие и одиночества (в плане диалога с самим собой), и слияние с внешним миром…» [6].

Однако, рассматривая одиночество в рамках психопатологии, он далее проводит анализ одиночества в ключе клинической психиатрии:

«…Было выдвинуто предположение, что признаки отчуждения присутствуют при каждом психическом и психосоматическом расстройстве. На наш взгляд, это наиболее радикальная точка зрения… Одиночество в нашем представлении является коренным, сущностным свойством любого психического нарушения, водоразделом между нормой и патологией в психиатрии». М. Литвак, разделяя эту точку зрения, подчеркивает: «…чувство одиночества является обязательным симптомом невроза, не всегда осознаваемым, но всегда имеющим тяжелые последствия…», вместе с тем он отмечает: «…это чувство является непременным свойством личности».

Страницы: 1 2 3


Экспериментальное исследование по выявлению уровня развития интеллектуальных способностей и креативности. Методы диагностики интеллекта и креативности
В первой главе мы теоретически обосновали важность проблемы развития интеллекта и креативности Исходя из этого, нами было проведено исследование, в ходе которого необходимо осуществить диагностику, которая позволяет выявить, что уровень развития интеллекта влияет на уровень развития творческого мышления Экспериментальное исследование б ...

Почему целое сновидение нужно расчленять на составляющие элементы?
Будем придерживаться в дальнейшем предположения, что сновидение является не соматическим, а психическим феноменом. Итак, мы продолжаем работу, предполагая, что сновидение есть психический феномен. В этом случае оно является продуктом и проявлением видевшего сон, который, однако, нам ничего не говорит, который мы не понимаем. Почему нам ...

Методика воспитания культуры поведения, отношений детей старшего дошкольного возраста
Т. А. Куликова выделяет следующие этапы воспитания культуры поведения и отношений. Первый этап воспитания культуры поведения начинается в раннем возрасте и преследует цель накопить множество единичных фактов - упражнений в поощряемом обществом (и родителями) поведении. На следующем этапе, хотя его трудно отделить от первого, детям нач ...