Современные исследования переживания одиночестваСтраница 2
Рассматривая склонность к одиночеству с позиций гуманистической психологии, Дж. Коен, продолжая линию исследований А. Маслоу, отмечает, что одиночество есть не что иное, как производная серии неудовлетворенности субъекта отношениями с важными другими:
«Младенец одинок, если он испытывает недостаток нежности и контакта с матерью. Ребенок одинок без родительского участия в играх и беседах. Подросток одинок, если он отвергается сверстниками».
Акцентируя момент переживания одиночества в юношеском возрасте, Коен пишет:
«…Наиболее острое одиночество испытывается в юношеском возрасте с приходом потребности в интимном общении с другим человеком. Любой компаньон лучше, чем никакого, потому что одиночество хуже беспокойства. Мы предпочитаем привязываться к кому-либо, кого мы ненавидим, чем жить в изоляции. Горький вкус одиночества искажает представления, как самого субъекта, так и других людей. В итоге, получается персона, не способная адекватно взаимодействовать с другими» [8].
Мысль, высказываемая Коеном, не нова, однако именно его взгляды можно рассматривать в рамках представлений об одиночестве с позиций западных психологических школ как основание для возрастного анализа этого явления.
С начала 90-х годов исследования российских авторов в области психологии переживания одиночества постепенно принимают характер системы, происходит их углубление, актуализация отдельных аспектов исследуемого феномена. В период с 1990 по настоящее время защищено более десяти диссертационных работ в контексте изучаемой проблематики, в том числе две докторские диссертации.
Исследования проблемы одиночества представляется крайне актуальными в контексте особенностей развития общества XIX века. Качественные изменения элементов культуры, протекающие с высокой скоростью, высокая степень расслоения общества, разобщенность людей в больших городах, недостаточность глубоких эмоциональных контактов – на это и многое другое обращают внимание авторы, исследующие предпосылки к развитию одиночества. Рассмотрение проблем одиночества в контексте культуры присутствует в работах Ф. Г. Майленовой (2001), Л. Ф. Новицкой (2000), Л. А. Колесниковой (1997, 1998), В. Молчанова (1998), Т. В. Власовой, В. И. Пузько (1995). В статье «Культура и возможность преодоления одиночества современного человека» Л. Ф. Новицкая (2001), давая культурологический анализ явления, в частности указывает: «…Одиночество «человека в толпе» означает то, что он не «нашел» себя (или потерял?), что связи его с культурой если и есть, то несущностные».
В. И. Пузько сопоставляет одиночество с экзистенциальным неврозом:
«…многие люди, ощущающие себя относительно здоровыми и не нуждающиеся в психотерапии, страдают от одиночества и от некой опустошенности души. Последний вариант – неклинический, экзистенциального невроза…» [10].
В. Молчанов в работе «одиночество и коммуникативность знака» возвращается к философским основаниям рассмотрения одиночества, центром его исследований является анализ представлений Э. Гуссеерля. Экскурс подобного плана делает и Г. А. Назлоян, отмечая:
«Пафос экзистенциальной философии от С. Къеркегора до М. Бубера и А. Камю порождает представление об одиночестве как об отсутствии на уровне чувственного восприятия. Однако здравый смысл заставляет нас видеть в каждом состоянии индивида и даже в каждом временном срезе его жизнедеятельности одновременное присутствие и одиночества (в плане диалога с самим собой), и слияние с внешним миром…» [6].
Однако, рассматривая одиночество в рамках психопатологии, он далее проводит анализ одиночества в ключе клинической психиатрии:
«…Было выдвинуто предположение, что признаки отчуждения присутствуют при каждом психическом и психосоматическом расстройстве. На наш взгляд, это наиболее радикальная точка зрения… Одиночество в нашем представлении является коренным, сущностным свойством любого психического нарушения, водоразделом между нормой и патологией в психиатрии». М. Литвак, разделяя эту точку зрения, подчеркивает: «…чувство одиночества является обязательным симптомом невроза, не всегда осознаваемым, но всегда имеющим тяжелые последствия…», вместе с тем он отмечает: «…это чувство является непременным свойством личности».
Как помочь учителю получить знания о личности и индивидуальности шестилетнего
ребенка
В публицистической и психолого-педагогической литературе на протяжении десятилетий ведется дискуссия о том, надо ли проводить отборочные испытания будущих первоклассников. В постановлениях Министерства Образования Российской Федерации [54] указывается на недопустимость создания ситуации экзамена при зачислении детей в первый класс, а та ...
Сновидения как психический аспект парадоксального сна. Физиологические основы сновидений.
Одной из главных особенностей парадоксального сна являются, безусловно, сновидения. Пожалуй, ни один из феноменов человеческого сознания не имеет столько теорий и досужих вымыслов как сны. Сновидение с момента возникновения человеческой культуры и до сегодняшнего дня представляется как граница между реальным и потусторонним миром. И
не ...
Практическая часть. Ситуация 1.
В связи с резко возросшей конкуренцией и монополизацией некоторых секторов рынка планировалось увольнение большого числа сотрудников, перераспределение доходной части (ограничение объемов выполняемых заказов, сокращение фонда заработной платы и упразднение одного из офисов фирмы). Это явилось причиной того, что к определенному моменту ф ...