Введение

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. [9, 204с.]

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, – не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние на детей.

В настоящее время проблема психофизического благополучия детей в условиях семьи приобретают особую актуальность, так как является одной из важнейших составляющих государственной политики сохранения здоровья нации.

Современные ситуации в России (экономический кризис, нагнетание социальной и политической напряженности, межэтнические конфликты, растущая материальная и социальная поляризация общества и т. д.) обострили положение семьи среди основных тенденций преобразования, которые претерпевает современная семья: изменение ее функций, сокращение размеров, изменение типа главенства.

Теоретическая значимость исследования содержится в социально-психологическом анализе детско-родительских взаимоотношений; в установлении детерминанты негативных отношений в семье.

Объект исследования определили как взаимоотношения родителей и детей в семье.

Предмет исследования: условия позитивных взаимоотношений в семье.

Цель работы: выявить позицию родителей и их взаимоотношений на развитии самостоятельности ребенка и комфортность его психического состояния.

Задачи исследования:

1. Изучить теоретическую литературу по данной проблеме.

2. Экспериментально изучить особенности взаимоотношений родителей и детей.

3. Выявить взаимосвязь взаимоотношений между родителями и их позицией и эмоциональным состоянием ребенка.

Гипотеза. В семье позитивные взаимоотношения между родителями и детьми устанавливаются, если:

1. позиция родителей основана на гуманности и любви;

2. установлены благоприятные отношения в семье между родителями и детьми.

Методы исследования:

1. Анализ психолого-педагогических, социально-психологических трудов по теме исследования.

2. Беседы.

3. Наблюдение.

4. Тестирование.

5. Методологической основой исследования является: учение о влиянии семьи как социальной и культурной среды на развитие личности; теория развития личности; положение о педагогизации семейно-бытовой среды; положение о самоорганизующей сущности личности ребенка.

Практическая значимость исследовательской работы заключается в оптимизации в выяснении взаимосвязи стиля воспитания с личностными качествами ребенка.

Теоретическая значимость исследования содержится в социально-психологическом анализе детско-родительских взаимоотношений; в установлении детерминанты негативных отношений в семье.


Деструктивные супружеские отношения как условие проявления депрессий в супружеской диаде
Выделяют следующие виды социально-аксиологической направленности семьи: общественно-прогрессивная (поддержка ценностей социума, единство взглядов, хорошие межличностные отношения); противоречивая (отсутствие единства взглядов, взаимоотношения на уровне борьбы одних тенденций с другими); антиобщественная (противоречие ценностных идеал ...

Результаты исследования и их анализ
Результаты выполнения детьми методик "Домик" и "Сапожки" представлены в следующей таблице: Таблица 2 № Ф. И.О. Баллы (методика "Домик") Баллы (методика "Сапожки") 1. А.Г.С. 1 1 2. Б.П. П. 1 2 3. К. Е.А. 4 1 4. Н.Р.С. 0 2 ...

Дидактические основы активизации учения школьников
Особое значение для успешной реализации принципа активности в обучении имеют самостоятельные работы творческого характера. Разновидности: программированные задания, тесты. Активация учения школьников не как усиление деятельности, а как мобилизация учителем с помощью специальных средств интеллектуальных, нравственно-волевых и физических ...