Семья как социально-культурная среда воспитания и развития личности. Социально-психологический анализ семьиСтраница 4
Как отмечалось выше, исследователи все чаще подчеркивают эмоционально-терапевтическую функцию семьи, значение сферы психотерапевтической функции семьи (В. Бызова, Н. Антонов и др.). Одной из важнейших является воспитательная функция. Влияние семьи на воспитание личности глубоко индивидуально и долговременно. На личность ребенка оказывают влияние своеобразие нравственных устоев, образ жизни, ценностные ориентации родителей, межличностные отношения. Сложная система межличностных отношений в семье в первую очередь от супружеских взаимоотношений.
Семья представляет собой систему отношений между мужем и женой, родителями и детьми, основанную на браке или кровном родстве и имеющую определенную историческую организацию.
Существует четыре признака семьи:
- брачные или кровородственные связи между её членами;
- совместное проживание в одном помещении; общий семейный бюджет;
- эмоциональная привязанность супругов, родителей, детей друг к другу;
Под браком понимается регулируемая обществом исторически обусловленная форма отношений между мужчиной и женщиной? Которая порождает обязательства и ответственность по отношению к детям. Семья -социальное образование, имеющее в каждом конкретно-историческом типе общества свою специфику, свои традиции в каждой национальной культуре. [10, 10с.]
Семья выполняет определенные функции: генеративную, функцию первичной социализации или воспитательную, экономическую и хозяйственно-бытовую, гедонистическую, рекреационную, фелицитологическую, коммуникативную, регулятивную.
1. Генеративная функция характеризуется необходимостью продолжения человеческого рода, что является не только биологической потребностью, но также имеет огромное экономическое значение для сохранения популяции. Общество заинтересовано в том, чтобы каждое следующее положение было, по крайней мере, не малочисленнее, чем предыдущие.
В последнее десятилетие наблюдается снижение темпов роста численности населения, рост смертности, сокращение продолжительности жизни.
На сегодняшний день существует установка на бездетность и эта тенденция распространяется среди супругов детородного возраста, что связано с одной стороны, растущими экономическими трудностями, превращение ребенка «в предмет социальной роскоши», а с другой - духовно-моральным приемом, которое поразило современное общество, в системе ценностей которого - престижные вещи, машина, породистая собака и т.д.
На выполнение семьей своей генеративной функции оказывает влияние и качество здоровья населения и уровень развития здравоохранения в стране.
2. Функция первичной социализации детей обусловлена тем, что родившиеся человеческое дитя несет в себе только предпосылки, задатки. Ребенок должен быть постепенно введен в общество, чтобы органы и системы его организма развивались по «человеческой программе».
А.В. Мудрик выделяет шесть функций семьи в процессе социализации.
Во-первых, физическое и эмоциональное развитие человека. В младенчестве и в раннем детстве эта функция играет определяющую роль, которая не может быть компенсирована другими институтами социализации. В детском, младшем, школьном и подростковом возрастах ее влияние остается ведущим, но перестает быть единственным.
Этика пенитенциарного психолога
При выполнении служебных задач сотрудники психологической службы соблюдают нормы профессиональной этики пенитенциарного психолога.
Что же такое «профессиональная этика», что является предметом ее изучения? Профессиональная этика
изучает систему моральных норм, характерных для определенной профессии. Данные нормы складываются на осно ...
Как переживает ученик свои взаимоотношения с
другими членами группы.
Положение ребенка в системе личных взаимоотношений не только зависит от целого ряда факторов, но и само является существенной предпосылкой формирования личности. Ведь качества личности и особенности поведения, обусловливающие положение человека в обществе, могут быть поняты и обратно, а именно, как результат воздействия на личность то ...
Психология человека зрелого возраста, задачи
развития в этот период
Одним из фундаментальных разделов возрастной психологии является психология человека на этапе от 30 до 60-65 лет. Этот раздел возрастной психологии назвали «акмеологией» - наукой о периоде расцвета всех жизненных сил человека. Зрелость - наиболее продолжительный период онтогенеза, характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего ра ...