Семья как социально-культурная среда воспитания и развития личности. Социально-психологический анализ семьи
Страница 2

Другая психология » Влияние взаимоотношений в семье на развитие личности ребенка » Семья как социально-культурная среда воспитания и развития личности. Социально-психологический анализ семьи

В отличие от позиции статус человека в семье - это реальная характеристика его положения в системе внутрисистемных отношений, степень действительной авторитетности для остальных членов семьи.

Проблемами семейного воспитания занимались многие выдающиеся педагоги и психологи: В. А. Сухомлинский, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, Л. Н. Толстой, П. Ф. Лесгафт, А. Я. Варга, В. К. Котырло, А. С. Спиваковская, В. Я. Титаренко и др.

Внутренняя установка человека в системе внутрисемейных отношений - это личное, субъективное восприятие или своею соответственного статуса, то, как он оценивает свое реальное положение, свой авторитет и степень внимания на остальные члены семьи. Действительный статус и его восприятие человеком могут расходиться.

В социальной психологии роль определяется как нормативно одобряемый образец поведения, ожидаемого от человека, занимающего определенную позицию. Войдя в определенную роль в семье, человек постепенно привыкает к ней, и сами члены семьи начинают ожидать от него поведение, соответствующего роли. Принятия на себя роль во многом определяет восприятие и оценку человека в системе внутрисемейных отношений.

Итак, семья - тот институт, который обеспечивает ребенка необходимым минимумом общения, без которого он никогда не смог бы стать человеком и личностью. И, вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. [23, 202 с.]

Семья- это своеобразная экономическая ниша, которая характеризуется сложная система взаимосвязанных процессов. Нарушение одного процесса влияет за собой к дисфункции других сфер в системе селом.

Таким образом, внутрисемейные процессы могут выступать в качестве положительного, так и отрицательного фактора воспитания, которые влияют на формирование личности ребенка.

Проблемы брака и семьи всегда вызывают интерес исследователей. Многие вопросы, связанные с воспитанием детей, развитием личности, благополучием взрослых и детей, не могут быть решены без опоры на семью. Установлено немало фактов в пользу принципиальной значимости и незаменимости семьи для формирования личности ребенка. Дети, разлученные с родителями в раннем детстве, могут отставать в психическом развитии или иметь стойкие нарушения эмоциональной сферы. Не меньшее значение имеет семья и для взрослых, являясь источником эмоционального и физического благополучия, чувства уверенности, оптимизма. По мнению современных исследователей, семья, утрачивая свои традиционные функции, становится институтом эмоционального контакта, своеобразным «психологическим убежищем». [9, 10 с.]

Современная семья претерпевает серьезные изменения. Среди основных тенденций преобразования семьи отмечают: изменение типа главенства. Изменение ведут в основном к демократизации отношений. Однако последствия этих изменений не всегда положительны, особенно два явления: неустойчивость брака, падение рождаемости, что характерно для всех развитых стран. Количество разводов увеличивается, но цифры разводов не полностью отражают брачную ситуацию. По данным З. Файнбурга среди не распавшихся браков около половины неудачные, т.е. половина не распавшихся браков принадлежит к разряду проблемных, конфликтных. Женщины в этих семьях воздерживаются от рождения детей из-за опасения за будущее своего брака.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Кульминация
Эта стадия наступает тогда, когда эскалация конфликта приводит одну или обе стороны к действиям, наносящим серьезный ущерб делу, которое их связывает (или их родственным связям, или дружеским отношениям). Кульминация — это верхняя точка эскалации. Она обычно выражается в каком-то взрывном эпизоде или нескольких следующих подряд эпизодах ...

Расстройства двигательной сферы
Если говорить о причинах двигательных расстройств, то можно отметить, что большинство из них возникает в результате нарушения функциональной активности медиаторов в базальных ганглиях, патогенез может 6ыть различным. Наиболее частые причины: дегенеративные заболевания (врожденные или идиопатические), возможно, спровоцированные приемом л ...

Определение, объект и предмет инженерной психологии
Как и любая другая научная дисциплина, инженерная психология имеет объект и предмет своего исследования. Объектом науки признается та сторона действительности, на изучение которой и направлена данная наука. Предмет же представляет собой ту сторону объекта науки, какой он представлен в ней. Инженерная психология – это отрасль психологии ...