Самостоятельность как компонент становления самоорганизации детей
Страница 2

Другая психология » Влияние взаимоотношений в семье на развитие личности ребенка » Самостоятельность как компонент становления самоорганизации детей

В. Д. Иванов в своей работе указывает, что самостоятельность не может быть абсолютной, так как жить в обществе (в семье) и быть свободным, независимым от общества нельзя. Все зависят друг от друга: и отдельные люди, и группы людей, и человеческие обязанности. Поэтому следует иметь в виду достаточный уровень самостоятельности. Также Иванов рассматривает самостоятельность в неразрывной связи с самодеятельностью и самоуправлением. Необходимыми компонентами достаточной самостоятельности Иванов выделяет: 1) умение реагировать на критику, умение её принимать; 2) ответственность, т.е. необходимость и обязанность отвечать за свои действия; ответственность невозможна без адекватной самооценки. Предпосылкой ответственности является свобода выбора; 3) дисциплина.

Она имеет два плана - внешний и внутренний. Внешняя дисциплина характеризуется послушанием и исполнительностью. Внутренний план предполагает более глубокий уровень дисциплины, когда кроме четкого выполнения обязанностей привносится творчество в осмысленной деятельности. Именно этот вид дисциплины характерен для самостоятельности. [14, 120с.]

Т.В. Маркова отмечает, что самостоятельность позволяет устанавливать с другими людьми подлинно гуманное отношения, основанные на взаимном уважении и взаимопомощи. Без самостоятельности каждого невозможна совместная жизнь людей, их быт, труд, экономические, культурные и другие отношения. Человек в различных условиях жизни должен уметь самостоятельно осмысливать ситуацию, участвовать в выработке решений коллектива. [41, 241с.]

Самостоятельность не дается человеку от рождения. Она формируется по мере взросления детей и на каждом возрастном этапе имеет свои особенности.

Уже на пятом - шестом месяце жизни малыш пытается достать кружку, садится, ложится. К концу первого года жизни поддерживает равновесие своего тела, стоит, ходит, осуществляет целенаправленные действия. Уже в этом пробуждается стремление к самостоятельности. А на третьем году жизни родители то и дело слышат: «Я сам!». Ребенок стремится проявить самостоятельность по собственной инициативе, нередко вопреки желаниям родителей. Наступает кризис трех лет. Многие родители в этот период испытывают трудности в общении с детьми, обнаруживают упрямство, негативизм. Все это - результат неудержимого стремления ребенка к самостоятельности, к использованию своих возросших возможностей. И родителям важно учитывать это, менять методы воспитания ребенка, уважать его независимость, поддерживать стремления, поощрять и тактично направлять его самостоятельные действия.

Уже на первом году жизни появляется первая самостоятельная ведущая деятельность детей - предметные действия и игры - манипуляции. В младшем дошкольном возрасте усиливается познавательная направленность детской деятельности. Ребенок обращается к взрослому за разъяснениями по поводу событий и явлений, задает бесконечные вопросы, меняется характер детской самостоятельности. Она направлена теперь на расширение знакомства с окружающим миром и людьми.

Старших дошкольников начинает особенно интересовать личность другого человека. Дети стремятся вместе со взрослыми обсуждать достоинства и поступки друг друга, окружающих людей, оценивать их с точки зрения соответствия социальным нормам. В этих случаях самостоятельность ребенка приобретает нравственную направленность.

Самостоятельность детей младшего школьного возраста сочетается с их зависимостью от взрослых. Но, начиная с этого возраста, можно говорить о самостоятельности как о личностном качестве ребенка. И поэтому данный возраст может стать переломным, критическим для формирования этого качества личности. [3, 296с.]

Доверчивость, послушание и открытость, если они чрезмерно выражены, могут сделать ребенка зависимым, несамостоятельным, задержать развитие данного качества. С другой стороны, слишком ранний упор только на самостоятельность и независимость может породить непослушание и закрытость, осложнить для ребенка приобретение значимого жизненного опыта через доверие и подражание другим людям. Для того, чтобы ни та, ни другая из этих нежелательных тенденций не проявилась, необходимо сделать так, чтобы воспитание самостоятельности и зависимости было взаимно уравновешенным.

Страницы: 1 2 3


Значение переговоров
Переговоры — это средство взаимосвязи между людьми, предназначенные для достижения соглашения, когда обе стороны имеют совпадающие либо противоположные интересы. Переговоры предназначены в основном для того, чтобы с помощью взаимного обмена мнениями (в форме различных предложений, по решению поставленной на обсуждение проблемы) получит ...

Эмпирическое исследование менеджеров, вводящих инновации в работу. Программа исследования
Эмпирическое исследование ставило своей целью выявит особенности ценностных ориентаций, жизненных смыслов личностной направленности менеджеров, активно вводящих инновации в работу. Эта цель определила постановку и решение следующих задач: 1. Выявить ценностные ориентации у менеджеров, активно вводящих инновации в своей деятельности и с ...

Психологическая консультация
По просьбе завуча второй смены Поповой Людмилы Анатольевны с педагогически запущенной ученицей Кехтер Л., которая учится в 3 «Б» классе, и ее мамой . Жалобы мамы и педагогов: девочка себя ведет очень агрессивно, не слушает преподавателя. Мною была проведена методика «несуществующее животное», в ходе которой выяснилось, что данное поведе ...