Условия и пути оптимизации взаимоотношений в семье. Экспериментальное изучение характера взаимоотношений в семье
Страница 1

Другая психология » Влияние взаимоотношений в семье на развитие личности ребенка » Условия и пути оптимизации взаимоотношений в семье. Экспериментальное изучение характера взаимоотношений в семье

Для проверки выдвигаемой гипотезы установлена цель исследования, которая является основной целью практической части работы - выявить влияние самостоятельности ребенка на его взаимоотношения с другими членами семьи.

Для изучения характера взаимоотношений в семье нами рассмотрены

следующие факторы:

1. Типовые состояние семьи:

- эмоциональный комфорт;

- тревожность

- эмоционально - психологический дискомфорт и нервно - психические напряжение.

2. Стиль семейного воспитания: либеральный, демократический, авторитарный, неустойчивый.

3. Особенности семейного воспитания:

- создание условий родителями для правильного развития ребенка: нормальные жилищно-бытовые условия; организация места для занятий; создание домашней библиотеки; наличие игровых уголков; контроль за соблюдением санитарно-гигиенического режима.

- родители развивают познавательные интересы ребенка (вместе с детьми слушают радиопередачи; читают книги; беседуют о прочитанном; ходят с детьми в кино; поощряют любимые занятия ребенка).

- родители оказывают помощь в учении, организации домашнего учебного труда.

- дети имеют конкретные трудовые обязанности в семье.

- родители видят недостатки в воспитании своих детей.

4. Недостатки семейного воспитания.

5. Причины недостатков.

Первая часть практической работы по изучению характера взаимоотношений в семье проводилась с помощью следующих методов:

- беседа с родителями и детьми;

- тест - опросник родительского отношения к детям (А. Я. Варга, В. В. Столин);

- тест КРС (кинетический рисунок семьи), выполняемый детьми.

- наблюдение.

Исследование проводилось в г. Находка на базе МОУ Гимназия № 1. Нами были отобраны 10 семей. Основным условием выбора семей являлось наличие детей младшего школьного возраста.

Данные и результаты, полученные при проведении различных методов с детьми, имеют субъективную оценку детей, т.е. отражают точку зрения детей младшего школьного возраста.

Первым из методов, использованных в исследовании семьи, была беседа.

Цель беседы: установить контакт с семьей; получить основные данные о семье (состав: полная, формально полная, неполная; количество детей, их возраст).Полученные данные оформили в виде таблицы (см. Приложение 1)

Общий анализ данных выглядит следующим образом:

1. 90% из 10 семей имеет полный состав.

10% (1 семья – 06) формально полная. В этой семь отец не участвует в воспитании детей из-за частых разъездов.

2. По количеству детей:

10% (04) имеет 3 детей.

40% (02, 05, 06, 08) – 2 детей.

50% (01, 03 07, 09, 10) – 1 ребенка.

С целью выявления взаимоотношений в семье, вызывающих у ребенка тревогу, получения данных о том, как он воспринимает других членов семьи и свое место среди них, нами был проведен тест «Клинический рисунок семьи» (КРС) Р. Бенса и С. Кауфмана.

Этот тест дает богатую информацию о субъективной семейной ситуации исследуемого ребенка.

Тест КРС состоит из двух частей: рисование своей семьи и беседа после рисования. Для выполнения теста ребенку давали стандартный лист бумаги для рисования, карандаши и ластик. После того, как дети заканчивали рисунок, нами отдельно проводилась беседа по следующей схеме:

1). Кто нарисован на рисунке? Что делает каждый член семьи?

2). Где работают и учатся члены семьи?

3).Как в семье распределяются домашние обязанности?

В системе количественной оценки КРС учитываются формальные и содержательные особенности рисунка. Формальным считается качество линий, расположение объектов рисунка, стирание всего рисунка или его отдельных частей, заштриховывание отдельных частей рисунка. Содержательными характеристиками рисунка являются изображаемая деятельность членов семьи, их взаимодействие и расположение, а также отношение вещей и людей на рисунке. Рисунки детей анализированы по количеству баллов, набранных при наличии определенных симптомов.

Исходя из количества баллов, определили симптомокомплекс семейной ситуации.

Выделяют 5 симптомокомплексов:

1). Благоприятная семейная ситуация.

2). Тревожность.

3). Конфликтность в семье.

4). Чувство неполноценности в семейной ситуации.

5). Враждебность в семейной ситуации (см. Приложение 2).

В результате проведения КРС с детьми младшего школьного возраста мы получили следующие результаты:

1. В семье 01 симптомокомплексы по I – 0,3 балла, II- 0,4 балла, III – 0,1 балл, IV – 0,1 балла, V – 0,2 балла. Из этого видно, что в семье ребенок чувствует тревожность 0,4 (II), что, впрочем, присутствует наравне с благоприятной семейной ситуацией.

1. В семье 02 симптомокомплексы имеют такие баллы: I – 0,4 балла, II- 0,4 балла, III – 0,3 балл, IV – 0,5 балла, V – 0,5 балла. В этой семье самое большое количество баллов по параметру враждебность в семейной ситуации – 0,5 баллов (V).

2. В семье 03 симптомокомплексы имеют такие баллы: I – 0,3 балла, II- 2,5 балла, III – 0,2 балл, IV – 0 баллов, V – 0,2 балла. Семейная ситуация ребенком воспринимается как тревожная.

Страницы: 1 2 3 4


Особенности российского менталитета с точки зрения переосмысления современного российского государства, как категории
Осознание общих видов действий и мышления, свойственных конкретному национальному типу, воплощение общего сознания в идеологии, теснейшим образом связанные с преодолением кризиса и самосохранением общества, невозможны без переосмысления такой философской, политической и социальной категории как государство. Именно оно воплощает глубинну ...

Показатели уровня рождаемости
Прежде чем перейти к показателям рождаемости, необходимо указать основные источники информации о рождаемости. Информация о рождаемости получается из разнообразных источников демографической статистики: 1) переписи населения; 2) текущий учет рождений специальными учреждениями; 3) выборочные обследования населения. Важным источником ...

Группа циклоидов
Конституционально - депрессивные. В чистом виде эта группа немногочисленна. Дело идет о лицах с постоянно пониженным настроением. Картина мира как будто покрыта для них траурным флером, жизнь кажется бессмысленной, во всем они отыскивают только мрачные стороны. Это прирожденные пессимисты. Всякое радостное событие сейчас же отравляется ...