Общие теоретические основы исследования социально-психологической готовности. Обобщение исследования социально-психологической готовности к труду в современной, отечественной и зарубежной психологи
Страница 1

Другая психология » Cоциально-психологическая готовность к труду выпускников ПТУ » Общие теоретические основы исследования социально-психологической готовности. Обобщение исследования социально-психологической готовности к труду в современной, отечественной и зарубежной психологи

Между понятиями «готовность» и «социально-психологическая готовность», существует родовидовое отношение, поэтому, чтобы выявить сущность категории «социально-психологическая готовность», необходимо исходить из категории «готовность». Проанализируем несколько дефиниций понятия «готовность». Изучение общей проблемы готовности к труду началось в 50-е годы в связи с необходимостью профессионального обучения людей различным видам труда. Готовность - это условие успешного выполнения профессиональной деятельности, которая должна формироваться и совершенствоваться человеком.

Понятие «готовности» к высокопродуктивной деятельности в определенной области труда, общественной жизни Б. Г. Ананьев определяет, как «проявление способностей» [1].

В литературе рассматриваются различные аспекты понятия «готовность».

К. К.Платонов в соответствии с выдвинутой им концепцией личности, в структуре готовности выделяет кроме моральной готовности, психологическую и профессиональную. [24] Данное понятие он рассматривает как особое психическое состояние, обеспечивающее высокую дееспособность, или как «психическое состояние, занимающее промежуточное положение между психическими процессами и свойствами личности, образуя функциональный уровень, на фоне которого развиваются процессы, необходимые для обеспечения результативности профессиональной деятельности». По мнению М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович [11], готовность - это настрой личности на определенное поведение, установка на активные действия, приспособление личности для успешных действий в данный момент, обусловленные мотивами и психическими особенностями личности.

М. И. Дьяченко и Л. А. Кандыбович [11] выделяют заблаговременную, общую, или длительную, готовность и временную, ситуативную (состояние готовности). Первая представляет собой ранее приобретенные установки, знания, навыки, умения, мотивы деятельности.

На основе ее возникает состояние готовности к выполнению тех или иных текущих задач деятельности. Временное состояние готовности — это актуализация, приспособление всех сил, создание психологических возможностей для успешных действий в данный момент.

Ситуативная готовность — это динамичное целостное состояние личности, внутренняя настроенность на определенное поведение, мобилизованность всех сил на активные и целесообразные действия.

Будучи целостными образованиями, общая и ситуативная психологическая готовность включает следующие компоненты: а) мотивационные (потребность успешно выполнить поставленную задачу, интерес к деятельности, стремление добиться успеха и показать себя с лучшей стороны); б) познавательные (понимание обязанностей, задачи, оценку ее значимости, знание средств достижения цели, представление вероятных изменений обстановки); в) эмоциональные (чувство ответственности, уверенность в успехе, воодушевление); г) волевые (управление собой и мобилизация сил, сосредоточение на задаче, отвлечение от мешающих воздействий, преодоление сомнений, боязни).

Авторы подробно рассматривают пути создания общей и ситуативной готовности.

Готовность человека к успешным действиям в аварийной ситуации складывается из его личностных особенностей, уровня подготовленности, полноты информации о случившемся, наличия времени и средств для ликвидации аварийной ситуации, наличия информации об эффективности предпринимаемых мер. Анализ поведения человека в аварийной ситуации показывает, что наиболее сильным раздражителем, приводящим к ошибочным действиям, является именно неполнота информации. Нужна предварительная и достаточно высокая психологическая готовность, которая позволила бы компенсировать недостаток информации. Для этого необходимы тренировки, развивающие быстроту мышления, подсказывающие, как использовать прежний опыт для успешных действий в условиях неполной информации, формирующие способность переключения с одной установки на другую и способность к прогнозированию и предвосхищению. В ходе таких тренировок необходимо увеличить объем и распределяемость внимания и подготовить человека к тому, чтобы в аварийной ситуации он воспринимал не все элементы производственной ситуации, а только необходимые.

Предупредить скованность, связанную с переоценкой возникшего усложнения, помогает планирование своих действий: воображаемое их «проигрывание», предварительная обработка возможных вариантов действий при возникновении тех или иных положений в работе вплоть до аварийных.

Страницы: 1 2 3 4


Особенности диагностики эмоциональной сферы личности. Что такое диагностика
Психологическая диагностикаизучает способы распознавания и измерения индивидуально-психологических особенностей человека (свойств его личности и особенностей интеллекта). Распознавание и измерение осуществляется с помощью методов психодиагностики. Психодиагностика неразрывно связана с предметными областями психологической науки: общей ...

Психология как наука. Психика и мозг. Психические явления
Психология обладает особыми качествами по сравнению с другими научными дисциплинами. Как системой знаний ею владеют немногие. Однако с областью явлений, изучаемых этой наукой, сталкиваются все: она представлена в виде наших собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, потреб ...

Сегмент 2. - 4.2.Динамика личных взаимоотношений
Анализируя положение ученика в психологической структуре класса, приходится постоянно сталкиваться с проблемой стабильности получаемых результатов. От­сюда вытекает необходимость описания динамики взаимоотношений между одно­классниками. Нередко в работах, основанных на поверхностном наблюдении, устойчивость подобных контактов связываетс ...