Введение
Не смотря на то, что гендерная психология оформилась как наука не так давно, вопрос о гендерных ролях и различиях мужчин и женщин интересовал издавна. Так, Платон использовал миф об андрогинах (от греч. Andros – мужчина и gyne или gynaikos – женщина) – существах, обладавших свойствами женщин и мужчин. Миф повествует о том, что Зевс прогневался на людей за их смелость и за их не послушание и разделил их на две половины. Таким образом, мужчины и женщины - это две половинки единого человека, и только соединившись (когда полюбят друг друга), они могут обрести целостность. Аристотель рассматривал различия норм поведения, разделение труда между мужчинами и женщинами, своеобразие полов, сравнение одного пола с другим - это проблемы которые и сейчас актуальны.
В эпоху Возрождения Томас Мор в своей «Золотой книге» описал идеальное государство, в котором занятие мужчин и женщин не различаются. Также о мужчинах и женщинах говорит Томмазо Кампанелла, Жан-Жак Руссо, Иммануил Кант и многие другие философы мыслители и психологи.
Предметом гендерных исследований становятся существующие в данном обществе представления о различиях между мужчинами и женщинами, а точнее — представления об особенностях мужчин и женщин, их отличительных чертах. Эти представления получили обозначение «маскулинности» и «феминности», иногда можно встретить термин «фемининность» («женственность»). Причем гендерные исследования могут рассматривать эти черты и нейтрально-объективистски — как факт общественного сознания (это предмет социологических исследований), и политически позитивно — как демократическую тенденцию (например, когда речь идет о толерантном отношении к сексуальным меньшинствам), и критически (например, когда речь идет о манипулировании традиционными представлениями о маскулинности и феминности в рекламе потребительских товаров).
Гендерные исследования занимаются, таким образом, определенными стереотипами восприятия людей и межличностных отношений, стереотипами формирования собственной экспрессивной модели поведения и оценки, стереотипами конструирования идеала — с точки зрения принадлежности к определенному полу. [4]
Актуальность:
Проделанные раннее исследования в области гендерной психологии позволяют нам различать мужчину и женщину не только с точки зрения пола, но и сточки зрения их отличительных черт, которые представляют собой маскулинность и фемининность. Эти отличительные черты нашли своё место и в наши дни, причём имеют достаточную популярность.
Так же в настоящее время в быту, среди народных масс, часто слышится фраза «творческая личность», которая может закрепиться за неким человеком. Она может относиться как к людям, занимающимся определённым видом искусства, к людям, чья профессия далека от искусства, так и к людям, которые отдают всё своё время семье, детям. А, что на самом деле представляет человек, занимающийся определённым видом искусства, который отдаёт всё своё время оттачиванию собственного мастерства, в данном случае люди занимающиеся музыкой? Существуют ли различия между людьми музыкальных и не музыкальных специальностей и в чём их особенность? Какие особенности гендерной роли имеют музыканты и не музыканты? В этих и других вопросах мы и попытаемся разобраться.
Объект исследования: гендерные роли музыкантов.
Предмет исследования: особенности гендерных ролей студентов музыкальных и немузыкальных специальностей.
Цель: изучить особенности взаимосвязи гендерных ролей с характеристиками личности студентов музыкантов и не музыкантов.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ литературы о гендерных ролях, о личности музыканта и его деятельности.
2. Подобрать методы исследования.
3. Определить личностные особенности юношей и девушек музыкантов и не музыкантов.
4. Выявить гендерные роли юношей и девушек музыкантов и не музыкантов.
5. Сделать сравнительный анализ полученных данных.
6. Определить взаимосвязь гендерных ролей юношей и девушек музыкантов и не музыкантов с выявленными особенностями личности.
Для проведения исследования использовались методики:
1. Методика «Маскулинность – фемининность» С. Бэм.
2. Методика «Изучение самооценки, ожидаемой оценки и оценки другого человека» Будасси.
3. Методика «Дифференциальная шкала эмоций» К. Изарда.
4. Методика «Диагностика состояния стресса» адаптированная Прохоровым А.О.
5. Тест-опросник ЕРI Г.Айзенка
6. Методика «Дифференциальная диагностика депрессивных состояний» В.А. Жмурова.
7. Опросник тревожности Ч.Д. Спилбергера – Ю.Л. Ханина «Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности»
Выборка испытуемых:
В исследовании принимало участие 80 человек, из них 40 юношей и 40 девушек, причем каждая группа юношей и девушек представляла равное количество студентов музыкальных и не музыкальных специальностей, возрастом от 18 до 22 лет.
Общая характеристика внутриличностных конфликтов.
В рамках психоаналитического направления акцент делается на биопсихологической трактовке внутриличностного конфликта. У человека в состоянии конфликта происходит столкновение желаний (З.Фрейд). Часть личности отстаивает определенные желания, другая отклоняет их. Постоянно спорят друг с другом такие структуры психики как Оно, Я и Сверх-Я ...
Теоретическая часть. Основные понятия, используемые в математической обработке
психологических данных
1) признаки и переменные.
2) шкалы измерения.
3) Статистические гипотезы.
4) Статистические критерии.
1. Признаки и переменные - это измеряемые психологические явления. Такими явлениями могут быть время решения задачи, количество допущенных ошибок, уровень тревожности, показатель интеллектуальной лабильности, интенсивность агрессивн ...
Экспериментальное исследование учебной тревожности. Рассмотрение
учебного и экзаменационного стресса
Экзаменационный стресс занимает одно из первых мест среди причин, вызывающих психическое напряжение у учащихся средней и, особенно, высшей школы. Очень часто экзамен становится психотравмирующим фактором, который учитывается даже в клинической психиатрии при определении характера психогении и классификации неврозов. В последние годы пол ...