Экспериментальная дифференциация видов ценностных представлений (1986 г.)
Страница 3

Другая психология » Зависимость уровня психологической безопасности среды от ценностных ориентаций студентов » Экспериментальная дифференциация видов ценностных представлений (1986 г.)

Инструментальные ЦС не обнаруживают столь выраженной динамики, так как соответствующие индивидуальные иерархии и в 1986 г. не отличались высоким единообразием. По всей видимости, ценности-средства менее чувствительны к переменам, происходящим в жизни социума.

Что касается результатов ранжирования по инструкции "идеал", то студенты 1997 г. по сравнению со студентами 1986 г. в качестве идеала чаще описывали женщину (35% мужчин и 45% женщин, в то время как в 1986 г. - никто из мужчин и только 10% женщин). Как и в первом исследовании, у мужчин "идеалы" разных полов четко различаются между собой, а у женщин, напротив, демонстрируют выраженные корреляции (0,775< p<0,809; p<0,001). Здесь и далее в обсуждении ЦИ рассматриваются только ТЦ, ИЦ не выявили отчетливых тенденций.

При этом можно видеть, что иерархии, приписываемые "мужским", "женским", а также "абстрактным" идеалам в двух изучавшихся когортах, не коррелируют между собой. Таким образом, испытуемые в 1997 г. по-другому представляют себе ЦИ, нежели в 1986 г. Особенно интересными оказались отличия в идеалах, описываемых в соответствии с собственным полом. В 1986 г. ЦИ испытуемых, совпадающие с собственным полом, были, как правило, далеки от их ЦО и ЦС. В 1997 г. мы наблюдаем иную картину. Так, у мужчин все три "идеала" близки к собственным ЦО (0,616<р<0,675; р<0,01), однако их же "идеал-мужчина" далек от ЦС (р=0,320), чего не наблюдается в отношении "идеала-женщины" и "абстрактного идеала", которые, напротив, похожи на их ЦС (р=0,578, р<0,01 и р=0,508, р<0,05). У женщин картина обратная: все три "идеала" близки к их ЦС (0,538<р<0,781; р<0,05), однако "идеал-женщина" далек от ЦО (р=0,148), в то время как "идеал-мужчина" и "абстрактный идеал" с их ЦО весьма сходны (р=0,496 и р=0,446, р<0,05).

Итак, в 1997 г. идеальные представления, соотносимые с собственным полом, специфическим образом связаны как с ЦО, так и с ЦС По-видимому, ценностные идеалы, являясь довольно динамичными структурами общественного сознания, способны по-разному проявляться в различных социально-исторических условиях. Если у студентов в 1984-1986 гг. ЦИ были далеки от ЦО и ЦС, конституирующих соответственно Я-реальное и Я-демонстрируемое, то у студентов 1996-97 гг. они, напротив, связаны с последними. При этом у мужчин, у которых идеалы разных полов независимы друг от друга (в отличие от женщин, у которых нет четкого разделения), представления об "идеале-мужчине" связаны с ЦО, т.е. с представлением о самом себе, и не связаны с ЦС, те с представлениями о социальных ожиданиях, предъявляемых к ним. У женщин же представления о "своем" идеале, т.е. идеале-женщине, не связаны с их ЦО, т.е. носят подчеркнуто абстрактный, собственно "идеальный" характер. Это позволяет предположить, что ЦО мужчин характеризуются устремленностью к идеалам, выступают как еще не реализованные цели или ориентиры, задающие вектор развития личности, в то время как у женщин ЦО носят более заземленный, прагматичный характер [7].

Страницы: 1 2 3 


Психологические аспекты превентивной помощи людям «групп риска развития суицидального поведения». Психологическая диагностика суицидального поведения
Несмотря на разнообразие методов диагностики суицидального поведения, точная регистрация суицидальных намерений пока невозможна, так как психологи не могут охватить вниманием все ситуации, которые могут спровоцировать суицид. Кроме того, личность человека, его психические состояния – это, во многом, тайна, загадка. И все же необходимос ...

Факторы возникновения малых неформальных групп
В числе первых назовем такой фактор, стремление индивида к удовлетворению потребности в общении. В проведенном нами исследовании мы обнаружили наличие такой потребности у подростков, а также межличностные конфликты с семьей (матерью), школой (требованиями к учебным способностям), сверстниками. Это свидетельствует о неудовлетворенности ...

Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности, ее структура и особенности
Под мотивацией понимается совокупность побуждений, определяющих активность индивида, т.е. система факторов, детерминирующих поведение. Процесс мотиваций развертывается через несколько последовательных фаз: 1 фаза — актуализация потребности (возрастание эмоциональной напряженности, желание что-либо сделать, стремление к активности, нося ...