Экспериментальная дифференциация видов ценностных представлений (1986 г.)
Страница 2

Другая психология » Зависимость уровня психологической безопасности среды от ценностных ориентаций студентов » Экспериментальная дифференциация видов ценностных представлений (1986 г.)

Таким образом, использованный нами методический прием позволил дифференцировать виды ценностных представлений, имеющихся у респондентов, а именно - ЦО, ЦС и ЦИ. Иерархии ЦО студентов-психологов отражают прежде всего их реальный образ жизни, обусловленный молодостью, отсутствием (как правило) семьи и родом занятий, предоставляющим относительно большую свободу и не требующим высокой личной ответственности. Иерархии ЦС отражают образ обезличенного человека, построенный по образцу газетных штампов середины 80-х годов. Характерно, что на первые места здесь выдвигаются абстрактные ценности, иррелевантные индивидуальной деятельности (хорошая общая обстановка в стране, равенство). ЦИ отличаются большим разнообразием; обобщенные ЦИ как у мужчин, так и у женщин характеризуют человека, хорошо адаптированного к социальным условиям, но не теряющего при этом своей индивидуальности.

Изменения ценностных представлений в социальном времени (1997 г)

В 1997 г. исследование проводилось повторно по той же методике, материалу и инструкциям, что и в 1986 г. Испытуемыми были 59 студентов IV курса факультета психологии МГУ, в том числе 42 женщины и 17 мужчин. Мы исходили из гипотезы, что ценностные представления подвержены изменениям, отражающим сдвиги, происходящие в различных сферах общественной жизни. В частности, с учетом изменений общественного сознания за прошедшие 11 лет, а также принадлежности нашей выборки к группам с опережающими изменениями сознания мы ожидали повышения индивидуальной вариативности ценностных представлений, а также "размывания" ЦС. Вместе с тем мы предполагали получить и определенную преемственность результатов Тем самым мы ориентировали второе исследование (1997 г) на задачи "когортного" сравнения (сравнения данных разных лет).

Результаты этого исследования также приведены в таблицах 1 (ТЦ) и 2 (ИЦ) Главный результат заключался в значительном сходстве иерархий ЦО выборок из разных когорт. Наличие высокозначимых корреляций выборок студентов 1986 и 1997 гг., как женщин (р=0,662, р<0,01 для ТЦ и р=0,811, р<0,001 для ИЦ), так и мужчин (р=0,796 для ТЦ и р=0,798 для ИЦ; р<0,001) позволяет сделать вывод о том, что групповые представления студентов о своей системе ценностей существенно не изменяются от поколения к поколению. Качественный анализ среднегрупповых рангов показывает, что самыми значимыми для студентов, как и раньше, остаются такие ТЦ, как любовь, интересная работа, наличие друзей, и такие ИЦ, как честность, ответственность, жизнерадостность. Значимость же таких ТЦ, как равенство, удовольствия, общая хорошая обстановка, и таких ИЦ, как непримиримость к недостаткам, высокие запросы, по-прежнему низкая. Вместе с тем можно отметить и некоторые различия в структурах ЦО рассматриваемых когорт. Так, женщины стали выше ценить уверенность в себе, мужчины - независимость, и те и другие - материально обеспеченную жизнь. Ранг общей хорошей обстановки в стране значительно снизился.

Сходство иерархий, отражающих ЦО разных когорт, может указывать как на наличие высокой степени преемственности ЦО студентов, так и на момент влияния системы ценностей макросоциума. На последнее указывает и значимое сходство иерархий ценностных ориентации разных половозрастных, а также профессиональных групп. Общие изменения, наблюдаемые в системе ЦО студентов, могут свидетельствовать, с одной стороны, об усложнении требований, предъявляемых социальными условиями к современной молодежи, а с другой - о повороте к так называемому "индивидуалистскому" типу ориентации, поощряемому массовой культурой и обществом потребления. Данная тенденция, впрочем, не является ведущей. В этой связи мы можем говорить как об определенных условиях существования и развития студентов, так и о специфике их возрастного этапа.

Совершенно иную картину являют ЦС, Корреляционные связи между иерархиями групповых представлений студентов 1986 и 1997 гг., как женщин, так и мужчин, оказались незначимыми для ТЦ (0,281 и 0.31) и значимыми для ИЦ (0,545 и 0,627; р<0,01). Терминальные ЦС утратили характер единообразия, некоторой шаблонности, которая была им свойственна 10-12 лет назад Представления студентов о системе ролевых ожиданий, предъявляемых им различными социальными группами, в 1997 г. стали более разобщенными. По всей видимости, они складываются скорее в рамках малых социальных групп, нежели под влиянием макросоциальных стереотипов. Примечательно, что в групповой иерархии ценностных стереотипов студентов 1986 г. на первые места выдвигаются абстрактные ценности, иррелевантные контексту индивидуальной жизнедеятельности: общая хорошая обстановка в стране (ранг 1 у женщин и 2 - у мужчин), равенство (3 и 1) - У студентов 1997 г. такого не наблюдается, хотя эти абстрактные ценности все же имеют более высокие ранги, чем в иерархии ЦО. Несмотря на то что терминальные ЦС студентов 1997 г. сходны с их ЦО (р=0,645, р<0,01 у женщин и р-0,805, р<0,01 у мужчин), в иерархиях ЦС не прослеживается четких тенденций, о которых мы говорили при обсуждении ЦО.

Страницы: 1 2 3


Половые различия в способностях. Моторные навыки. Перцептивные процессы
В среднем, мальчики превосходят девочек не только мускульной силой, но также скоростью и координацией крупных телесных движений. В младенческом возрасте это неощутимо. В обширных наблюдениях детей дошкольного возраста обнаружено, что мальчики с большей скоростью и меньшими ошибками проходили по ряду узких досок. В точности и дальности м ...

«Архивный метод».
Для анализов дневниковых записей, заметок, архивных материалов, продуктов трудовой, учебной, творческой деятельности в американской научно литературе применяют термин «архивный метод». Отечественными психологами используется другой термин для обозначения этого метода – «анализ продуктов деятельности», или праксиметрический метод. К раз ...

Характер. Структура и развитие. Акцентуации характера у подростков
Характер может быть определен как система устойчивых свойств личности, проявляющихся в отношениях человека к себе, к людям, к выполняемой работе, к досугу и т. д. В характере можно выделить ряд подсистем или свойств (черт), как раз и выражающих различное отношение личности к отдельным сторонам действительности. В первой подсистеме соде ...