Выводы

На основании полученных результатов были сделаны следующие выводы.

Если девушки будут проявлять аккуратность, воспитанность и высокие запросы, то они будут чувствовать себя психологически защищенными. Не ясно, почему ответственность оказалась наименее значимой. Общественное признание для психологической защищенности конечно необходимо, но добиться абсолютного признания никогда не удастся, и обязательно найдутся люди, которые будут представлять опасность. Таким образом, наименьшая значимость общественного признания вполне объяснима. Для психологической комфортности наиболее ценны высокие запросы и ответственность, и при этом совсем не обязательно девушке быть независимой и жизнерадостной, как показывают результаты исследования. Образовательная среда приносит психологическое удовлетворение, когда к ней, к окружающим и себе предъявляют высокие запросы. Итак, из выше сказанного, получаем, что психологическая безопасность образовательной среды у девушек, прежде всего, связана с такими жизненными ценностями как высокие запросы, аккуратность, ответственность, и наименее с ценностями, которые больше направлены на личность самой девушки (жизнерадостность, независимость, общественное признание). То есть у студенток в образовательной среде безопасность, в том числе и психологическая, наиболее зависит от взаимодействия многих людей, а удовлетворение личных потребностей, в соответствии с ценностными ориентациями, при этом отодвигается на второй план.

У юношей психологическая защищенность значимо взаимосвязана с чуткостью. То есть возможность предусматривать поведение других людей, точно определять их возможную реакцию. Психологическая комфортность у них значимо взаимосвязана с общественным признанием. В этом основное отличие от девушек. У юношей чаще появляются абстрактные ценности, и ценности связанные в большей степени с внутренним Я. При этом наблюдается нежелание делать усилия в ходе образовательного процесса. Об этом свидетельствуют наименьшие связи с продуктивностью, счастливой семейной жизнью, исполнительностью и твердой волей, а также сильная связь эффективности с чувством удовлетворенности образовательной средой.

Итак, отличия ценностных ориентаций и базирующейся на них психологической безопасности показали, что юноши в большей степени, чем девушки, связывают психологическую безопасность с целями-ценностями саморазвития. В отличие от них, девушки демонстрируют взаимосвязи характеристик психологической безопасности образовательной среды со средствами-ценностями, раскрывающими, что образ действий или свойство личности является для них предпочтительным в любой ситуации.

Исследования в этой области очень актуальны и интересны. В дальнейшем, мы считаем, стоит провести исследования в этой же группе для уточнения результатов по специальностям. Для изучения зависимостей психологической безопасности от ценностных ориентаций нужно вовлечь в исследование студентов старших курсов аналогичных и других специальностей (например, обучающихся по специальности химия).


Межличностные отношения учащихся. Введение.
Многочисленные работы, посвященные классному и школьному коллективам, про­веденные в «досоциально-психологический» период, почти не затрагивали вопро­сов о личных взаимоотношениях между учениками. Эти исследования касались в основном деловых отношений, организационной структуры коллектива, воспи­тания актива и т. д. Более близки к этой ...

Взгляды на предмет социальной психологии в некоторых психологических теориях
Научный этап развития социально-психологической науки характеризуется тем, что она стремилась зарекомендовать себя в научном мире как «законная» естественнонаучная дисциплина. Это выразилось в акцентированном внимании лабораторным экспериментам, очень осторожном отношении к любой теории, не имеющей убедительных опытных подтверждений, в ...

Функциональный подход
Классификация имиджа, как показывают современные исследования, возможна в аспекте рассмотрения его функциональных особенностей, хотя, проще было бы его представить как классификацию, базируясь на видовых признаках имиджа. Так, имидж, на наш взгляд, бывает политический и бизнес-имидж. Также имидж может быть субъектный и объектный. (Предм ...