Факторы возникновения малых неформальных групп

В числе первых назовем такой фактор, стремление индивида к удовлетворению потребности в общении.

В проведенном нами исследовании мы обнаружили наличие такой потребности у подростков, а также межличностные конфликты с семьей (матерью), школой (требованиями к учебным способностям), сверстниками. Это свидетельствует о неудовлетворенности подростков общением внутри класса и в семье, что заставляет их искать референтную группу (МНГ), в которой эта потребность может быть реализована.

Как отмечают многие исследователи, детерминанты группового членства не исчерпываются системой потребности и ценностей человека, а включают в себя и ряд других переменных, например социальный опыт индивида, сформировавшуюся у него самооценку, ожидания, связанные с предстоящим и групповым членством, особенности группы с точки зрения ее целей, программ, специфики деятельности и т.д.

В подростковом возрасте идет переосмысление жизненных целей и ценностей, это связано с предстоящим выбором профессии и жизненного пути вообще. С другой стороны, подростковый возраст отличается высокой степенью эмоциональной привязанности к друзьям, значимым близким и эмоциональной неустойчивостью. Что порождает многочисленные внутриличностные конфликты, комплексы, переживания. МНГ предоставляет подростку действовать, основываясь не на собственном выборе, который предполагает персональную ответственность, а по жестким правилам, принятым в группе, действовать «как все».

В малой неформальной группе легче проявить свои лидерские и другие качества, чем в формальной группе.

Важным фактором формирования МНГ является и дань моде, которая предлагает яркую атрибутику молодежной субкультуры, определенный сленг, стиль общения и поведения, совместное привлекательное времяпрепровождение. Из этого можно сделать вывод, что, когда подросток входит в неформальные молодежные объединения или решает стать «неформалом», то главной привлекающей силой становится не глубокое осмысление подростком сущности данного движения, а скорее внешняя оболочка неформальных молодежных объединений.

Мы выяснили, что причиной возникновения неформальной группы в формальном классном коллективе является неизбежная ограниченность формального класса, которая не может охватить и регулировать все процессы функционирования классного коллектива, а также является следствием естественного стремления человека к объединению с другими людьми, к формированию устойчивых форм взаимодействия с ними. Неформальные группы несут в себе как отрицательное, так и положительное влияние на деятельность формального класса. К отрицательным сторонам относятся: распространение ложных слухов, преданность людей группе, тенденция к сопротивлению всяким переменам и тенденция к сохранению укоренившихся стереотипов задерживают необходимую модернизацию в обучении и др. Положительные стороны деятельности неформальной организации - преданность группе может перейти в преданность к классу, цели группы могут совпадать с целями формального классного коллектива, а нормы эффективности неформального класса могут превышать нормы формального класса, неформальные каналы связи могут помогать формальному классу, дополняя формальную систему коммуникаций т.д. Нами изучены механизм управления неформальными группами и методы, применяемые в управлении. К методам управления относятся: консультации с группами, обучение и внушение, обеспечение лояльности учителя, перевод ученика в другой класс, признание естественных лидеров, обмен информацией в классе.


Социально-психологические характеристики юношей и девушек в период ранней взрослости
Период взрослости представляет собой значительный по времени отрезок жизни человека, с этим связаны многие проблемы исследования данного периода. Взрослость является предметом исследования специальной отрасли возрастной психологии - акмеологии, внутри которой уже существует несколько взглядов на данный период, в том числе и взгляд на вз ...

Понятие и сущность социализации
Человек – существо социальное. С первых дней своего существования он окружен себе подобными, включен в разного рода социальные взаимодействия. Первый опыт социального общения человек приобретает еще до того, как начинает говорить. Будучи частью социума, человек приобретает определенный субъективный опыт, который становится неотъемлемой ...

Факторы и механизмы разрешения внутриличностных конфликтов.
Жизнь человека так устроена, что вероятность обстоятельств, грозящих нарушением оптимального процесса развития личности, его внутреннего мира, велика, и плохо, если человек к ним не подготовлен. Под разрешением (преодолением) внутриличностного конфликта понимается восстановление согласованности внутреннего мира личности, установление е ...