Психология как наука. Психика и мозг. Психические явления

Другая психология » Психология и педагогика » Психология как наука. Психика и мозг. Психические явления

Психология обладает особыми качествами по сравнению с другими научными дисциплинами. Как системой знаний ею владеют немногие. Однако с областью явлений, изучаемых этой наукой, сталкиваются все: она представлена в виде наших собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, потребностей, эмоций, сновидений и т. п. Психология (psyche - душа, logos - учение, наука) как раз и изучает этот мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых или неосознаваемых самим человеком.

Психология изучает преимущественно ориентировочную функцию душевных (психических) явлений, т. е. участие их в анализе проблемной (новой для субъекта, необычной) ситуации, построении внутреннего (мысленного) плана последующего действия, контроля за его ходом.

Выдающийся русский физиолог И. М. Сеченов писал, что физиология располагает данными о родстве психических процессов с нервными процессами в теле. Последующими следованиями было установлено, что так называемая психическая энергия представляет собой сумму полученной извне информации и физиологической активности мозга. В современной науке мозг рассматривается как центр управления жизнедеятельностью высокоразвитых животных и человека.

Первая характерная особенность всего психического – это принадлежность индивиду переживаний. Поэтому психические явления выступают как процессы и как свойства конкретных индивидов. Переживания, мысли, чувства субъекта. Другая не менее существенная черта психического - это отношение индивида к независимому от психики, от сознания объекту.

Всякий психический факт – это и кусок реальной действительности, и отражение действительности. Эти два аспекта всегда представленные в сознании человека в единстве и взаимопроникновении, выступают здесь как переживания и знания[2].


Физиологические изменения во время сна.
К наиболее характерным симптомам сна относится снижение активности нервной системы и прекращение контакта с окружающей средой за счет "выключения" сенсомоторной сферы. Пороги всех видов чувствительности (зрение, слух, вкус, обоняние и осязание) во сне возрастают. По величине порога можно судить о глубине сна. В первых четырех ...

Психологическая характеристика групповых форм учебной деятельности
Урок является основной системообразующей учебной формой, с которой взаимосвязаны ведущие, вспомогательные формы обучения. Среди ведущих — школьная лекция. Она представляет собой модификацию урока передачи-усвоения новых знаний: изложение учебного материала распределяется на два учебных часа, чем обеспечивается рассмотрение крупной темы ...

Конспект урока
Задачи урока: развитие вербального мышления, развитие зрительной памяти. 1.Вводная часть. Создаем хорошее настроение :"Улыбнитесь! Скажите добрые слова друг другу! Выполняем упражнение мозговой гимнастики"Заземлитесь" Удобно раставьте ноги. Правую ступню разверните вправо, левую направьте строго прямо. При выдохе согни ...