Психология как наука. Психика и мозг. Психические явления
Психология обладает особыми качествами по сравнению с другими научными дисциплинами. Как системой знаний ею владеют немногие. Однако с областью явлений, изучаемых этой наукой, сталкиваются все: она представлена в виде наших собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, потребностей, эмоций, сновидений и т. п. Психология (psyche - душа, logos - учение, наука) как раз и изучает этот мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых или неосознаваемых самим человеком.
Психология изучает преимущественно ориентировочную функцию душевных (психических) явлений, т. е. участие их в анализе проблемной (новой для субъекта, необычной) ситуации, построении внутреннего (мысленного) плана последующего действия, контроля за его ходом.
Выдающийся русский физиолог И. М. Сеченов писал, что физиология располагает данными о родстве психических процессов с нервными процессами в теле. Последующими следованиями было установлено, что так называемая психическая энергия представляет собой сумму полученной извне информации и физиологической активности мозга. В современной науке мозг рассматривается как центр управления жизнедеятельностью высокоразвитых животных и человека.
Первая характерная особенность всего психического – это принадлежность индивиду переживаний. Поэтому психические явления выступают как процессы и как свойства конкретных индивидов. Переживания, мысли, чувства субъекта. Другая не менее существенная черта психического - это отношение индивида к независимому от психики, от сознания объекту.
Всякий психический факт – это и кусок реальной действительности, и отражение действительности. Эти два аспекта всегда представленные в сознании человека в единстве и взаимопроникновении, выступают здесь как переживания и знания[2].
Психологический аспект потребностей
В психологической науке до сего времени нет системы, которая установила бы единую четкую связь между нашими мыслями и характером, ощущениями и памятью, вкусом и темпераментом, восприятием и способностями, между этими и всеми другими проявлениями нашей внутренней жизни. Неплохо было бы протянуть через них свою нить Ариадны, которая дала ...
Взаимоотношения с родителями
Еще одним важным аспектом жизнедеятельности человека в этом возрасте является оказание помощи престарелым родителям и уход за ними. Основная проблема здесь — это здоровье пожилых родителей. Ухудшившееся в последние годы обеспечение населения медицинской помощью привело к тому, что в настоящее время 53% мужчин и 74% женщин в возрасте око ...
Место коллектива в
развитии личности. Психологические условия организации совместной деятельности
детей
Важным элементом учебного процесса является ученический коллектив как объект обучающего воздействия учителя и субъект познания. Процесс коллективного познания совершается поэтапно. В сущности, он адекватен процессу индивидуального познания, но по педагогической организации, формам и методам работы коллективное познание следует своей осо ...