Самосознание личности. Я - концепция. Ее развитие и структура

Другая психология » Психология и педагогика » Самосознание личности. Я - концепция. Ее развитие и структура

Самосознание — это уровень сознания, на котором осуществляются осознание, оценка человеком своего знания, чувств, потребностей, мотивов поведения и деятельности. Самосознание тесно связано с рефлексией и, по мнению отечественного психолога В. С. Мерлина, включает четыре основных компонента:

Ø сознание отличия себя от остального мира;

Ø сознание «Я» как активного начала, субъекта деятельности;

Ø сознание своих психических свойств, эмоциональные самооценки;

Ø социально-нравственную самооценку, самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта общения в и деятельности.

С. Л. Рубинштейн выдвинул противоположную точку зрения, согласно которой самосознание — это высший вид сознания, возникший как результат развития сознания. Не сознание рождается из самосознания, из «Я», а самосознание возникает в ходе развития сознания личности.

В структуре самосознания можно выделить четыре уровня:

1) непосредственно-чувственный уровень;

2) ценностно-образный, личностный;

3) рефлексивный, интеллектуально-аналитический уровень;

4) целенаправленно-деятельный уровень.

«Я-концепция» — это относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознаваемая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он относится к самому себе и строит свое взаимодействие с другими людьми. «Я-концепция» включает в себя когнитивный компонент — образ своих качеств, социальной значимости, способности, внешности и т. д. Человек может воспринимать себя по-разному. В «Я-концепции» содержится и эмоционально-оценочный компонент переживаний человека, представлений о себе, и выражение в этом переживании самооценки, себялюбия или любви к другим людям, самоуничтожения или самоуважения и т. д. Психологическая установка человека в отношении самого себя, своих особенностей, возможностей и способностей — вот что такое в целом «Я-концепция».

С момента рождения ребенка и на протяжении всей жизни происходит процесс развития личности. В ходе этого процесса самосознание индивида проходит ряд стадий. Американский психолог Г. Олпорт разработал систему стадийного развития «Я-концепции»:

1. Первая стадия — ощущение своего тела.

2. Вторая стадия формирования «Я-концепции» — ощущение самоидентичности, при котором ребенок осознает самого себя в качестве определенного и наиболее важного лица.

3. Третья стадия — формирование самоуважения.

4. Четвертая стадия - расширение границ самости.

5. Пятая стадия - складывается образ «Я».

6. Шестая стадия — шесть—двенадцать лет — характеризуется осознанным рациональным управлением собой.

7. На седьмой стадии в подростково-юношеском возрасте формируется «Я-концепция» целостного чувства «Я».

8. Восьмая стадия – способность человека к самооценке и самопознанию.


Общие сведения о характере. Понятие “характера”
Обычно, когда пытаются оценить или охарактеризовать конкретного человека, говорят о его характере (от греч. charakter — печать, чеканка). В психологии понятие “характер” означает совокупность индивидуальных психических свойств, складывающихся в деятельности и проявляющихся в типичных для данного человека способах деятельности и формах ...

Группа циклоидов
Конституционально - депрессивные. В чистом виде эта группа немногочисленна. Дело идет о лицах с постоянно пониженным настроением. Картина мира как будто покрыта для них траурным флером, жизнь кажется бессмысленной, во всем они отыскивают только мрачные стороны. Это прирожденные пессимисты. Всякое радостное событие сейчас же отравляется ...

Типы конфликтов.
Существуют четыре основных типа конфликтов: внутриличностный, межличностный, конфликт между личностью и группой и межгрупповой конфликт. Внутриличностный конфликт возникает тогда, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования. Например, менеджер может потребовать, чтобы исполнитель постоянно находился в офисе туристич ...