Самосознание личности. Я - концепция. Ее развитие и структура
Самосознание — это уровень сознания, на котором осуществляются осознание, оценка человеком своего знания, чувств, потребностей, мотивов поведения и деятельности. Самосознание тесно связано с рефлексией и, по мнению отечественного психолога В. С. Мерлина, включает четыре основных компонента:
Ø сознание отличия себя от остального мира;
Ø сознание «Я» как активного начала, субъекта деятельности;
Ø сознание своих психических свойств, эмоциональные самооценки;
Ø социально-нравственную самооценку, самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта общения в и деятельности.
С. Л. Рубинштейн выдвинул противоположную точку зрения, согласно которой самосознание — это высший вид сознания, возникший как результат развития сознания. Не сознание рождается из самосознания, из «Я», а самосознание возникает в ходе развития сознания личности.
В структуре самосознания можно выделить четыре уровня:
1) непосредственно-чувственный уровень;
2) ценностно-образный, личностный;
3) рефлексивный, интеллектуально-аналитический уровень;
4) целенаправленно-деятельный уровень.
«Я-концепция» — это относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознаваемая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он относится к самому себе и строит свое взаимодействие с другими людьми. «Я-концепция» включает в себя когнитивный компонент — образ своих качеств, социальной значимости, способности, внешности и т. д. Человек может воспринимать себя по-разному. В «Я-концепции» содержится и эмоционально-оценочный компонент переживаний человека, представлений о себе, и выражение в этом переживании самооценки, себялюбия или любви к другим людям, самоуничтожения или самоуважения и т. д. Психологическая установка человека в отношении самого себя, своих особенностей, возможностей и способностей — вот что такое в целом «Я-концепция».
С момента рождения ребенка и на протяжении всей жизни происходит процесс развития личности. В ходе этого процесса самосознание индивида проходит ряд стадий. Американский психолог Г. Олпорт разработал систему стадийного развития «Я-концепции»:
1. Первая стадия — ощущение своего тела.
2. Вторая стадия формирования «Я-концепции» — ощущение самоидентичности, при котором ребенок осознает самого себя в качестве определенного и наиболее важного лица.
3. Третья стадия — формирование самоуважения.
4. Четвертая стадия - расширение границ самости.
5. Пятая стадия - складывается образ «Я».
6. Шестая стадия — шесть—двенадцать лет — характеризуется осознанным рациональным управлением собой.
7. На седьмой стадии в подростково-юношеском возрасте формируется «Я-концепция» целостного чувства «Я».
8. Восьмая стадия – способность человека к самооценке и самопознанию.
Исследование
На первом этапе исследования испытуемым была предложена методика Сандры Бем (приложение №1), которая выявляет три типа "психологического пола":
1. Мускулинность – типично мужские черты личности, традиционно к ним относятся такие, как независимость, напористость, доминантность, агрессивность, склонность к риску, самостоятельно ...
Проблемы детской
одаренности Особенности обучения и воспитания одаренных детей
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умения, способности нестандартного поведения. В отечественной психологии, пре ...
Этапы и способы разрешения конфликтных ситуаций
1. Установить действительных участников конфликтной ситуации.
2. Изучить, насколько это возможно, мотивы, цели, способности, особенности характера, профессиональную компетентность всех участников конфликта.
3. Изучить существовавшие ранее до конфликтной ситуации межличностные отношения участников конфликта.
4. Определить истинную при ...
