Речь и язык. Виды и функции речи. Развитие речи у детей и роль общения для развития ребенка

Другая психология » Психология и педагогика » Речь и язык. Виды и функции речи. Развитие речи у детей и роль общения для развития ребенка

Необходимо отличать понятия «язык» и «речь», так как в некоторых языках они имеют единое название. Но в научном рассмотрении данных понятий требуется разграничение.

Язык – это система знаков, которая используется людьми для передачи сочетания звуков, имеющих определенное значение.

Речь- это само общение, выражение мысли.

Речь без усвоения языка невозможна, в то время как язык может существовать и развиваться относительно независимо от человека.

Одна из основных функций речи – коммуникативная, или функция общения, представляет собой обмен информацией, как между людьми, так и внутреннюю речь человека, как бы диалог с самим собой. Также коммуникативная функция может выступать как самовыражение личности.

Сигнификативная функция, где слово является носителем обобщения, понятия, сформировалась в общении, точнее в совместной общественной деятельности людей, которое включает их реальное, практическое и совершающееся посредством речи идеальное общение, в единстве и взаимопроникновение одного и другого.

Эмоциональная функция охватывает огромный диапазон в речевом поведении человека. Эта функция реализуется в художественной литературе, ораторском искусстве, в дискуссионной речи, дружеской беседе и т.п. В речи всегда, в большей или меньшей степени, есть эмоционально – выразительные моменты, которые проступают в ритме, в паузах, в интонациях, в модуляциях голоса.

Информационная, или функция сообщения, состоит в том, что язык служит средством познания, сбора и оформления всех тех знаний, которые накоплены людьми в процессе их сознательной деятельности.

Регулирующая функция речи – это функция, лежащая в основе произвольного поведения, и является умением подчиняться речевой инструкции взрослого.

Функция воздействия на других людей – это просьба, повеление, приказ. В этих случаях высказывание может и не содержать никакой новой информации – оно передает волевой акт того, кто говорит.

Функция формирования и выражения мысли – это почти непрерывно работающая функция, так как мысль человека работает всегда. Это и воспоминания, и подготовка к устному высказыванию, и формирование письменного текста, и творческая деятельность[10].

Существуют различные виды речи: речь жестов и звуковая речь, письменная и устная, внешняя речь и речь внутренняя.

В дошкольном возрасте соединяются воображение, мышление и речь. Подобный синтез порождает у ребенка способность вызывать и произвольно манипулировать образами (в ограниченных, разумеется, пределах) при помощи речевых самоинструкций. Это означает, что у ребенка возникает и начинает успешно функционировать внутренняя речь как средство мышления.

Общение как средство развития личности особенно сильно начинает сказываться на ребенке с третьего уровня развития игры. Но и это еще только усвоение форм ролевого поведения, без которых настоящее деловое и межличностное общение взрослых невозможно. На четвертом уровне развития игры сюжетно-ролевое общение совершенствуется, создавая условия для более разностороннего личностного развития ребенка.

Общение, складывающееся в учебной деятельности, зависит от формы ее организации. Наиболее активным такое общение бывает в условиях групповых форм организации учебной деятельности.


Особенности поведения в семейной жизни
В семейной жизни у большинства людей к этому времени также происходят значительные изменения. Наиболее важные проблемы семейной жизни связаны с отношениями между супругами, с взаимоотношениями со взрослыми детьми и престарелыми родителями. ...

Методический инструментарий
В работе мы использовали несколько методик. Одной из них был тест, предназначенный для диагностики мотивационной направленности личности на достижение успеха Анкета представляет собой 41 утверждение, на которые испытуемому необходимо дать один из 2 вариантов ответов «да» или «нет». Тест относится к моношкальным методикам. Степень выраж ...

Задание 5
Дайте понятие о воле. Опишите структуру сложного волевого действия. Воля—сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Это качество сознания и деятельности возникло с появлением общества, труда. Воля является важным компонентом психики человека, неразрыв ...