Методика исследования

Наиболее распространенной в настоящее время является методика изучения ценностных ориентации М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей. Именно эту методику мы и использовали в своем исследовании.М. Рокич различает два класса ценностей: цели-ценности (терминальные) - убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться; средства-ценности (инструментальные) - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Респонденту предъявлены два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке (см. Приложение 1). В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер. Выявляется приоритетная структуры целей-ценностей и средств-ценностей в соответствии с рангом 2-8 [4].

Для оценки психологической комфортности, защищенности и психологической удовлетворенности образовательной средой мы воспользовались модифицированной формой опросника "Психологическая безопасность образовательной среды (ПБОС)" для студентов. Респонденту предоставляется бланк ответов (см. Приложение 2), где он комментирует суждения, разбитые на вышеперечисленные блоки, по принципу: полностью согласен - 4; скорее согласен - 3; трудно сказать - 2; скорее не согласен - 1; совершенно не согласен - 0. По каждой характеристике подсчитывался суммарный балл.


Понятие о группах и коллективах. Виды и уровни развития групп. Референтная группа
Группа — это ограниченная в размерах общность, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков (характера выполняемой деятельности, этнической, социальной или классовой принадлежности, структуры, композиции, уровня развития и т. д.). Наиболее распространено деление групп по размеру на большие и малые группы. Большие г ...

Самостоятельность как компонент становления самоорганизации детей
Самоорганизацию мы представляем как деятельность преобразования действительности, высокую адаптированность, мобилизацию внутренних ресурсов личности. В психологии деятельность рассматривается как внутренняя (психическая) и внешняя (двигательная) активность, регулируемая осознаваемой целью. Исходя из вышеуказанного, мы представляем само ...

Музыкальность как совокупность музыкальных способностей, их синтез
У психологов и педагогов-практиков можно наблюдать различные представления о музыкальных способностях или, как чаще говорят, о музыкальных задатках. В самом широком плане задатками элементарных музыкальных способностей выступают основные сенсорные, интеллектуальные, мнемические, двигательные и аффективные функции человеческой психики. ...