Проблемы детской одаренности Особенности обучения и воспитания одаренных детей

Другая психология » Психология и педагогика » Проблемы детской одаренности Особенности обучения и воспитания одаренных детей

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умения, способности нестандартного поведения. В отечественной психологии, прежде всего в трудах С. Л. Рубинштейна и Б. М. Теплова, сделана попытка дать классификацию понятий «способности», «одаренность» и «талант» по единому основанию — успешности деятельности. Одаренность — это своего рода мера генетически и опытно предопределенных возможностей человека адаптироваться к жизни.

Основные функции одаренности — максимальное приспособление к миру, окружению, нахождение решения во всех случаях, когда создаются новые, непредвиденные проблемы, требующие именно творческого подхода.

Специальная одаренность характеризуется наличием у субъекта четко проецируемых вовне (проявляющихся в деятельности) возможностей — мнений, навыков, быстро и конкретно реализуемых знаний, проявляющихся через функционирование стратегий планирования и решения проблем.

В целом же можно представить одаренность как систему, включающую следующие компоненты:

Ø биофизиологические, анатомо-физиологические задатки;

Ø сенсорно - перцептивные блоки, характеризуемые повышенной чувствительностью;

Ø интеллектуальнее и мыслительные возможности, позволяющие оценивать новые ситуации и решать новые проблемы;

Ø эмоционально-волевые структуры, предопределяющие длительные доминантные ориентации и их искусственное поддерживание;

Ø высокий уровень продуцирования новых образов, фантазия, воображение и целый ряд других.

Нередко творческое мышление одаренного ребенка рассматривается как отклонение от нормы или негативизм. Эксперименты, проведенные во многих странах мира, убедительно показали, насколько сложно перестроить систему образования, изменить отношение педагога к одаренному ребенку, снять барьеры, блокирующие его таланты. Одаренные дети нуждаются в обучении по более сложным и насыщенным программам, чем обычные дети. Программы, предлагаемые для одаренных детей, обязательно должны проходить предварительную психолого-педагогическую экспертизу с привлечением специалистов – педагогов различного профиля, каждый из которых независимо от других и со своей профессиональной стороны оценивает эти программы с точки зрения того, обеспечивают ли они оптимальные условия для развития одаренных детей[14].


Пространственные и технические способности. Числовые способности
Различие в пользу мужчин неоднократно наблюдалось в тестах на пространственные и технические склонности. В числовых тестах вновь обнаруживаются величайшие различия в пользу мальчиков. Однако такое мужское преимущество не проявляется приблизительно до середины начальной школы. Наблюдения за детьми дошкольного возраста показывают либо не ...

Математическая обработка результатов
Кто лучше готов к обучению в школе мальчики или девочки. Выдвигается гипотеза H0 - пол ребёнка влияет на готовность к обучению в школе. Ж - 1 М - 2 Таблица 2 № Баллы по методике "Домик" Пол 1. 1 1 2. 1 2 3. 4 1 4. 0 2 5. 6 1 6. 2 2 7. 4 ...

Понятие «направленность личности»
В изучении направленности личности в отечественной психологии сложились различные научные школы и направления: теория установки (Д.Н. Узнадзе), отношений личности (В.Л. Мясищев, Б.Ф. Ломов), теория значимости (Л.Ф. Добрынин), потребностей и мотивов (С.Л. Рубинштейн, А.Л. Леонтьев. Л.И. Божович, Ю. М. Орлов). Все указанные теории в той и ...