Профессиональная мотивация
Страница 2

Другая психология » Педагогическая психология » Профессиональная мотивация

Таким образом, формирование положительного отношения к профессии яв­ляется важным фактором повышения успеваемости студентов. Но само по себе положительное отношение не может иметь существенного значения, если оно не подкрепляется компетентным представлением о профессии (в том числе и пониманием роли отдельных дисциплин) и плохо связано со способами ее овла­дения.

В круг психологических проблем, связанных с изучени­ем отношения студентов к избранной профессии, должны быть включены сле­дующие вопросы: удовлетворенность профессией; динамика удовлетворенности от курса к курсу; факторы, влияющие на формирование удовлетворенности (социально- психологические, психолого-педагогические, дифференциально-психологические, в том числе и половозрастные); проблемы профессиональной мотивации или, другими словами, система и иерархия мотивов, определяющих позитивное или негативное отношение к избранной профессии.

Именно потому, что указанные отдельные моменты, как и отношение к профес­сии в целом, влияют на эффективность учебной деятельности студентов, суще­ственно сказываясь на общем уровне профессиональной подготовки, данная про­блема входит в число вопросов педагогической и социально-педагогической пси­хологии. При этом заметим, что если диагностика отношения к профессии представляет собой собственно психологическую проблему, то форми­рование отношения к профессии не может быть отнесено к компетенции одной лишь педагогической психологии.

Акцентируя внимание на роли психологии в процессе профессионального самоопределения молодежи, тем не менее, нельзя полагать, буд­то можно произвести существенные сдвиги в сознании молодежи, не меняя, ска­жем. реальных условий труда в материальном производстве, не повышая культу­ры самого производства.

Удовлетворенность профессией является тем показателем, который отражает отношение субъекта к избранной профессии. Он совершенно необходим и чрезвычайно важен именно как обобщенная характеристика. Иссле­дователи подчеркивают, что низкая удовлетворенность профессией в большин­стве случаев является причиной текучести кадров, которая, в свою очередь, при­водит к негативным экономическим последствиям. Кроме того, от удовлетворенности избранной профессией в немалой степени зависит и психическое здоровье чело­века. Сохранению последнего способствует также высокий уровень профессиона­лизма, являющийся одним из решающих факторов преодоления психологическо­го стресса (Социальная педагогическая психология. А. А. Реан, Я. Л. Коломинский. – С.-П. “Питер”, 1999 г. – с.67-75).

Страницы: 1 2 


Какую роль играет фантазия в жизни невротика?
Когда больной приводит материал, который ведет от симптомов к ситуациям желания, построенным по образцу детских переживаний, мы сначала, правда, сомневаемся, идет ли речь о действительности или о фантазии. Если мы с самого начала открываем ему, что теперь он собирается показать фантазии, которыми окутал свою историю детства, то мы замеч ...

Разрешение конфликтной ситуации с учетом ее сущности
Что могут сделать в этом направлении руководитель коллектива, его ближайшие помощники? Прежде всего они могут и должны реалистически, не тенденциозно оценить суть конфликтной ситуации, а именно: установить не только непосредственный повод конфликтной ситуации, но и ее причину, которая нередко маскируется или одной или обеими противосто ...

Потребность в безопасности
После удовлетворения основных физиологических потребностей наиболее актуальной для индивида становится потребность в безопасности. Более детально ее можно определить как потребность защищенности, стабильности, отсутствии страха, тревоги и хаоса; потребность сохранения физического и психического здоровья; потребность в структурированност ...