Сегмент 1. - 4.1. Ученик в системе личных взаимоотношений. Потребность в общении.
Страница 2

Другая психология » Педагогическая психология » Сегмент 1. - 4.1. Ученик в системе личных взаимоотношений. Потребность в общении.

Приход ребенка в детский сад - очень важный момент в его жизни: меняет­ся «социальная ситуация» его психического развития. С того момен­та, как ребенок попадает в группу сверстников, его индивидуальное развитие уже нельзя рассматривать и изучать в отрыве от взаимоотношений с другими члена­ми группы. Именно здесь, на основе опыта общения со сверстниками закладывают­ся основы нравственных качеств личности.

Между детьми складываются сложные отношения, несущие на себе отпечаток реальных социальных зависимостей во «взрослом» обществе. В ряде исследова­ний были выявлены определенные факторы, которые, как полагают авторы, влияют на образование малых групп в детской среде. Отмечено, что дети до­школьного возраста образуют довольно стабильные малые группы и что членам этих групп придается определенный статус, а также, что группы обнаруживают тенденцию к однородности в отношении престижа, умственного развития и се­мейного дохода членов группы.

Дошкольная группа - эта генетически ранняя ступень социальной организации людей, которая затем сменяется школьным клас­сом. На смену школьному классу приходит тот или иной производственный кол­лектив либо как промежуточный этап — студенческая группа или группа ПТУ.

Теперь очень важно выяснить, что представляет собой «детское общество» на разных возрастных этапах, какова его социально-психологическая структура, како­ва динамика его развития, как сами дети осознают и переживают свои взаимоот­ношения со сверстниками, каковы место и роль взрослых в «детском обществе», как влияют на его развитие различные виды деятельности ребят и т.д.

Наблюдения показывают, что нередко уже в группе детского сада между деть­ми возникают взаимоотношения, которые не только не вырабатывают у ребят гуманных чувств друг к другу, но, наоборот, воспитывают нечто прямо противо­положное. Не всем детям хорошо «дышится» в среде сверстников, не для всех здесь благоприятный «эмоциональный климат». В дошкольной группе обычно вы­деляется некоторое ядро, состоящее из нескольких чрезвычайно активных детей, которые пользуются постоянной поддержкой наставников и служат для них опо­рой в воспитательной работе. Одновременно в группе есть дети, находящиеся в подчинении у более активных. Такая «поляризация» вредно отражается на лич­ностных качествах и тех и других. У представителей ядра развиваются повышен­ная самооценка, стремление во что бы то ни стало быть впереди всех, жестокость по отношению к более пассивным детям. У тех, кто не входит в ядро, развиваются либо угодничество, стремление любой ценой заработать расположение «главного», либо замкнутость, недоверие к людям и т. д. Такие дети чувствуют себя неловко в группе сверстников и часто с большой неохотой идут в детский сад. Иногда они просят дома какую-нибудь игрушку, конфеты и т. д. для того, чтобы преподне­сти подарок кому-либо из ядра группы и тем самым обеспечить себе покрови­тельство со стороны маленького деспота, постепенно привыкающего к своему положению.

Такие отношения не редкость в группе детского сада. Но они не лежат на поверхности и зачастую ускользают из поля зрения педагога. Рассматривая проявления общительности детей в процессе кол­лективной игры, не сразу становится заметен источник беспокойства - чрезмер­но активный, «агрессивно» общительный ребенок, «хозяин», запугивающий одного, упрашивающий второго, заискивающий перед третьим, но так или иначе всех себе подчиняющий. Как будто играют дружно, дети не жалуются. Между тем склады­вается определенный тип отношений: одни только командуют, другие только под­чиняются.

Страницы: 1 2 3 4


Особенности российского менталитета с точки зрения переосмысления современного российского государства, как категории
Осознание общих видов действий и мышления, свойственных конкретному национальному типу, воплощение общего сознания в идеологии, теснейшим образом связанные с преодолением кризиса и самосохранением общества, невозможны без переосмысления такой философской, политической и социальной категории как государство. Именно оно воплощает глубинну ...

Вторичные методы обработки материалов психологических исследований
С помощью вторичных методов статистической обработки экспериментальных данных непосредственно проверяются, доказываются или опровергаются гипотезы, связанные с экспериментом. Эти методы, как правило, сложнее, чем методы первичной статистической обработки, и требуют от исследователя хорошей подготовки в области элементарной математики и ...

Метод незаконченных предложений
Как отмечает С.Ю. Жданова, среди методов, позволяющих изучать нерефлексивный уровень мышления, достаточно распространенным является метод незаконченных предложений или ситуаций. С.Ю. Жданова приводит в качестве подтверждения следующие примеры. С целью выявления механизмов каузальной атрибуции А.Н. Онучин просил респондентов завершить н ...