Сегмент 1. - 4.1. Ученик в системе личных взаимоотношений. Потребность в общении.
Страница 4

Другая психология » Педагогическая психология » Сегмент 1. - 4.1. Ученик в системе личных взаимоотношений. Потребность в общении.

Система личных отношений, возникающая на базе симпатий и привязанностей, не имеет, конечно, никакого официального организационного оформления. Ее структура складывается изнутри, стихийно.

Проявляя свою потребность в общении, ученики начальных классов обнару­живают значительные индивидуальные особенности. Как показывает специаль­ное исследование, здесь можно выделить две группы детей. У одних общение с товарищами в основном ограничивалось школой и, по мнению учителя и родите­лей, не занимало большого места в их жизни. У других общение с товарищами уже занимало немалое место в жизни.

В 5 классе происходит резкий перелом, обостряется желание участвовать во всем происходящем в классе. Наряду с установлением личных контактов уси­ливается стремление найти свое место в коллективе, во взаимоотношениях с товарищами. Конечно, уже в начальных классах ребенок стремится занять опре­деленное положение в системе личных отношений и в структуре коллектива, зачастую тяжело переживая несоответствие между своими притязаниями и фак­тическим положением. Но у подростков все эти тенденции проявляются более остро. Многие исследователи неоднократно подчеркивали, что в этом возрасте по­требность в общении проявляется также и в активном поиске близкого друга.

Общение с близким товарищем выделяется для под­ростка в совершенно особый вид деятельности, которая может быть названа дея­тельностью общения, чьим предметом является товарищ-сверстник как человек. С одной стороны, эта деятельность существует в виде поступков подростков по отношению друг к другу, с другой - реализуется в форме размышлений о поступ­ках товарища и взаимоотношениях с ним.

Как свидетельствуют работы по психологии дружеских отношений, в юно­шеском возрасте потребность в общении становится более глубокой по содержа­нию. Расширяется область духовного и интеллектуального общения школьников, появляется новая, исключительно эмоционально насыщенная форма проявления этой потребности - любовь.

Итак, в основе развития взаимоотношений в группе лежит потребность в общении, которая сама претерпевает с возрастом глубокие изменения. Она удов­летворяется разными детьми неодинаково. Это обусловлено тем, что для каждого человека в группе возникает своя, неповторимая ситуация общения, своя микро­среда. Каждый член группы занимает особое положение и в системе личных, и в системе деловых отношений, к характеристике которых мы переходим.

Страницы: 1 2 3 4 


Теории памяти.
Что же такое память? На этот вопрос человечество ищет ответ с древнейших времен. Существует несколько теорий механизмов памяти. Все они имеют своих сторонников и противников, потому приведем кратко характеристики физической, психологической, психофизиологической и биохимической теорий. - Физиологи говорят о том, что процесс сохранения ...

Этапы и способы разрешения конфликтных ситуаций
1. Установить действительных участников конфликтной ситуации. 2. Изучить, насколько это возможно, мотивы, цели, способности, особенности характера, профессиональную компетентность всех участников конфликта. 3. Изучить существовавшие ранее до конфликтной ситуации межличностные отношения участников конфликта. 4. Определить истинную при ...

Различные классификации и формы девиантного поведения.
Некоторые отечественные и зарубежные ученые считают целесообразным подразделять отклоняющееся (девиантное) поведение на преступное (криминальное), делинквентное (допреступное) и аморальное (безнравственное). Данные типы (разновидности) девиантного поведения выделены с учетом особенностей взаимодействия индивида с реальностью, механизмам ...