Предложения по совершенствованию программы практики, методического
руководства со стороны работников образовательного учреждения и преподавателей
вузовских дисциплинСтраница 1
Рассмотрим подробнее содержание и форму организации краткосрочной психологической практики. Как правило, содержание этой практики включает в себя преимущественно психодиагностическую работу. Студенту дается определенный набор методик, который следует провести в конкретном классе. Иногда задание включает также проведение наблюдения и (или) углубленное индивидуальное психологическое обследование ученика. Результаты своей работы студент оформляет в виде отчета, который включает фактические данные, их анализ и рекомендации. Отчет проверяется преподавателем, после чего чаще всего передается школьному психологу. Организация работы студентов определяется содержанием и сжатыми сроками проведения практики. В первый день проводится установочная конференция, на которой преподаватель излагает общие принципы организации работы на практике, требования к студентам, сроки сдачи отчетных материалов и т.п. После этого студенты сразу же отправляются в свои школы, где их встречает школьный психолог, который конкретизирует объем работы группы и указывает классы, с которыми студентам предстоит работать. Студенты выбирают себе классы и идут знакомиться с классным руководителем и детьми. Совместно с классными руководителями студенты анализируют расписание и определяют, на каких уроках детей можно привлечь к психологической работе, на каких целесообразно провести наблюдение.
Определившись с классами и временем работы, студенты составляют индивидуальный план работы на практике и в последующие дни выполняют его. Все текущие вопросы помогают решить школьный психолог и преподаватель. После окончания практики студенты сдают преподавателю отчетные материалы.
К сожалению, такая схема проведения практики характеризуется рядом недостатков, например:
· В результате прохождения таких практик студенты осваивают преимущественно психодиагностическую работу, а деятельность школьного психолога отнюдь не сводится к ней.
· Студенты работают на таких практиках только с одним классом, что не дает им возможности освоить специфику работы с детьми разных возрастов.
· Слишком мало разнообразие методик, осваиваемых студентами. Порой студент получает всего 2-3 широко известные и простые в применении методики, проводит их в групповой форме за 1-2 часа и на этом его работа с детьми заканчивается. Все остальное время практики такой студент занимается механической обработкой собранных результатов.
· Иногда нарушаются связи в цепочке “преподаватель - психолог - классный руководитель”, в результате к студенту могут предъявляться различные и даже противоречивые требования.
· В большинстве школ не выделяется специальное время для психологической работы, поэтому студенты вынуждены самостоятельно ходить к учителям и просить у них уроки на правах “бедных родственников”.
Кроме того, студенты приходят на практики, очень слабо ориентируясь в том, чем вообще занимается школьный психолог, каково его место в школе, профессиональные обязанности, направления деятельности и т.п. Почему-то учебная дисциплина “Организация психологической службы в школе” читается на V курсе, после окончания всех практик.
Описанные условия сильно ограничивают поле деятельности проводящего практику преподавателя и в значительной степени навязывают не самые эффективные для студентов формы организации работы. Однако, по моему убеждению, и в существующих условиях эффективность таких практик может быть существенно повышена. Рассмотрим, что конкретно для этого можно сделать.
Прежде всего, началу собственно практической работы студентов в школе несомненно должно предшествовать хотя бы одно проводимое психологом теоретическое занятие, посвященное ознакомлению с организацией психологической службы в конкретной школе, целями, задачами, направлениями и основным содержанием ее работы. Мне представляется целесообразным проводить такое занятие, опираясь на план работы школьной психологической службы и демонстрируя по ходу беседы конкретные методики, графики результатов, другой наглядный материал. Помимо решения собственно учебных задач, такая беседа дает студентам понять, что результаты их работы действительно нужны школе и не будут выброшены непосредственно после постановки зачета. Это побуждает относиться к работе более ответственно.
Структура музыкальных способностей. Уровни способностей
Музыкальные способности изучаются психологами более 150 лет. Однако до сих пор нет единой точки зрения на их природу, структуру, на содержание основных понятий, при помощи которых психологи описывают музыкальные способности и одаренность.
Например, некоторые музыкальные способности принято обозначать в терминах, связанных с названиями ...
Вопрос готовности к школе шестилетних детей
В мировой педагогической практике опыт организации обучения детей с 5-6 лет известен на протяжении более полувека. В отечественной педагогике подобные исследований связаны с именами Ш.А.Амонашвили [1], В.С.Мухиной [50] и др., к середине 80-х гг. изложивших свое понимание проблемы обучения в школе начиная с шестилетнего возраста. Не подв ...
Понимание проблемы гендерных стереотипов в зарубежной психологии. Понятие гендера в психологии
Мировоззренческие сдвиги в европейском сознании, произошедшие в эпоху Возрождения, изменили взгляд на роль тела в жизни человека. Оно стало считаться единственной реальной, объективно существующей характеристикой индивида – в противоположность условности и произвольности социальных определений различных человеческих качеств, в том числе ...