Представление о жизненных смыслах, ценностных ориентациях и направленности личности в психологии. Особенности жизненных смыслах и ценностных ориентациях
Страница 2

Другая психология » Анализ ценностных ориентаций и жизненных смыслов личностной направленности менеджеров » Представление о жизненных смыслах, ценностных ориентациях и направленности личности в психологии. Особенности жизненных смыслах и ценностных ориентациях

С помощью смысла субъект интерпретирует или реконструирует ситуацию и определяет ее полезность для удовлетворения собственных потребностей.

Ключевым моментом для возникновения смысла является наличие двух его главных составляющих - логичности и полезности. Бесполезный (не значимый) смысл умирает, становится бессмыслицей.

Смысл становится опорой бытия человека, превращая зыбкость мира в логически стройное здание целесообразных связей и отношений. Указанные особенности позволяют смыслу выступить в качестве ориентира в процессе жизни человека и позволяют ему строить целенаправленную деятельность.

Одно из наиболее важных значений смысла в жизнедеятельности человека заключается в том, что он является основным опосредующим звеном между психической деятельностью и объективной действительностью. В силу того, что смысл одновременно принадлежит и субъекту и объекту, и не принадлежит исключительно ни одному из них, он оказывается уникальным связующим звеном между психическим и физическим миром.

Личность как социальный феномен является продуктом исторического развития общества, носителем социальных свойств человека. Структура личности как социального феномена может быть охарактеризована через стержневые свойства личности, которые считаются наиболее существенными в массовом сознании определенной культуры, нации. Она позволяет говорить об общепсихологических закономерностях регуляции поведения людей разных культур и наций. Структурными единицами личности, позволяющими прослеживать, анализировать все виды деятельности человека, объяснять смену его внутренних психологических побуждений, являются ценности, установки, нормы.

Ценности составляют единую систему, которая регулирует поведение людей в обществе. Ценностно-нормативная система является ориентиром при выборе способа действий, проверяет и отбирает идеалы, выстраивает цели, содержит способы достижения этих целей. Ценности являются частью сознания как отдельного человека, так и общественного сознания, частью культуры. Ценности - это идеи, идеалы, цели, к которым стремится человек.

Существуют общепринятые ценности: универсальные (любовь, престиж, уважение, безопасность, знание, деньги, вещи, национальность, свобода, здоровье); внутригрупповые (политические, религиозные); индивидуальные (личностные). Ценности объединяются в системы, представляя собой определенную иерархическую структуру, которая меняется с возрастом и обстоятельствами жизни. Одновременно в сознании человека существует не более дюжины ценностей, которыми он может руководствоваться.

Ценности - это социальное понятие, природный объект которого приобретает социальное значение и является или может являться объектом деятельности /29/. Нельзя противопоставлять ценности и поведение (поведение отражает ценности и само составляет ценность). Функции ценностей разнообразны. Они:

- являются ориентиром жизни человека;

- необходимы для поддержания социального порядка, выступают как механизм социального контроля;

- воплощаются в поведении и участвуют в нормообразовании.

Классификация ценностей по Г. Оллпорту:

1. Теоретические.

2. Социальные.

3. Политические.

4. Религиозные.

5. Эстетические.

6. Экономические.

Ценность М. Рокич определяет как «устойчивое убеждение в том, что определенны способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точки зрения, чем противоположный или обратный им способ поведения, либо конечная цель существования». Человеческие ценности характеризуются следующими основными признаками:

Страницы: 1 2 3


Эмпирические методы в психологии. О методологии.
О.Конт в середине 19 в., предложил концепцию развития человеческого знания. Рассматривал три последовательно сменяющие друг друга формы знания: 1) Религиозное – основано оно на традиции и индивидуальной вере; 2) Философское – основано на интуиции автора той или иной концепции.; 3) Позитивное – научное знание, основано на фиксации фактов ...

Организация и проведение занятий. Урок самопознания
По плану рабочей программы необходимо провести одно зачетное занятие по психологии для отработки умений и навыков преподавания. Я поводила урок самопознания в 8 «А классе». Тема урока «Истоки уважения». Цель: углубить и расширить представления учащихся об уважении к другим через уважение к себе. Задачи: углубление знаний об истоках уваж ...

Копинг — стратегии поведения
Конфликтологи выделяют три шкалы, содержащие утверждения, отражающие основы преодоления конфликтных ситуациях в трех плоскостях копинг-стратегии поведения: · в поведенческой сфере (8 вариантов поведенческих стратегий); · в когнитивной сфере (10 вариантов когнитивных стратегий); · в эмоциональной сфере (8 вариантов эмоциональных страт ...