Представление о жизненных смыслах, ценностных ориентациях и направленности личности в психологии. Особенности жизненных смыслах и ценностных ориентациях
Страница 1

Другая психология » Анализ ценностных ориентаций и жизненных смыслов личностной направленности менеджеров » Представление о жизненных смыслах, ценностных ориентациях и направленности личности в психологии. Особенности жизненных смыслах и ценностных ориентациях

Современная психология не дает четкого определения смысла, общепринятой философской концепции смысла не существует. Источник смысла у В.В. Налимова находится в идеальных областях, а они довольно далеки от реального смысло-порождения. Другие авторы показывают только отдельные аспекты смысла /11/.

Р. Акофф и Ф. Эмери точно показали различие между семантическим и прагматическим смыслом, указав на то, что смысл присущ не только знакам, но и всякому опыту и вещи, с которыми мы сталкиваемся. Смысл показывает их значимость для нас, а не значение.

Отсутствие точного определения смысла и понимание механизмов его возникновения сказывается на обсуждении проблем смысла жизни. Здесь существует определенная понятийная путаница и приписывание смыслу жизни тех достоинств, которыми он не обладает.

Основная особенность состоит в наиболее часто встречающемся утверждении, что смысл жизни содержит в себе главную цель жизни. На это необходимо ответить, что, во-первых, цель является составным элементом деятельности. Говоря о цели жизни, мы сводим ее тем самым к определенной деятельности, отбрасывая все остальные многообразные жизненные проявления человека. Во-вторых, в таких утверждениях имплицитно содержится принцип сообразности, который, как показал В.А. Петровский, близок к отрицанию свободы, целостности, устремления и развития человека как личности.

Мы считаем, что смысл жизни выступает как жизненный ориентир и не является целью жизни. В качестве ориентира он дает возможность человеку определить свое место в жизни, разобраться в ней и самом себе, определить направление своего движения в дальнейшем, а также направляет на достижение какой-либо цели. Поиск цели как места приложения сил является более узкой и частной задачей индивида.

Современное понимание смысла опирается на определение, данное учеником и последователем Л.С. Выготского А.Н. Леонтьевым. В предложенной им структуре сознания одним из трех компонентов является личностный смысл, определяемый как индивидуализированное и субъективизированное значение, «значение значения», «значение для меня», которое создает пристрастность и интенциональность сознания. В своей концепции психологического строения деятельнэсти А.Н. Леонтьев определяет личностный смысл как отражение в сознании мотива деятельности к цели действия.

Наиболее общим результатом данных исследований явилось формулирование А.Н. Леонтьевым и его последователями концепции смысловых образований личности. Центральным звеном в ней является понятие личностного смысла как индивидуализированного отражения действительного отношения личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность («значение - для – меня»).

Степень осознанности смыслов различна - они могут быть как осознанными, так и полностью неосознаваемыми.

Однако концепция не дает ответа на вопросы: какое качество объекта позволяет придать ему индивидуализированное значение; в чем функциональная роль смысла в психической деятельности (зачем он нужен); как формируется смысл? На эти вопросы мы попытались дать ответ в своем исследовании.

Смысл, по нашему мнению, наряду с образом является основой ориентировочной деятельности человека.

По Д.А. Леонтьеву, основная функция личности - ориентировка в отношениях, связывающая субъекта с объективной действительностью. Здесь смысл выполняет аналогичную функцию. Он отражает реальные жизненные отношения субъекта с миром, выполняет ориентирующую функцию и способствует организации внутреннего мира субъекта.

Таким образом, считаем, что в психической деятельности человека смысл выполняет ориентировочную функцию и может выступать в качестве жизненного ориентира.

Страницы: 1 2 3


По характеру психической деятельности.
По характеру психической деятельности, с помощью которой человек запоминает информацию, память делят на двигательную, эмоциональную (аффективную), образную и словесно-логическую. 1) Двигательная (кинетическая) память есть запоминание и сохранение, а при необходимости, воспроизведение многообразных, сложных движений. Эта память активн ...

Диагностика межличностных отношений в школе
Межличностные отношения в школе обычно рассматриваются в виде “треугольника”: учителя – ученики – родители. Иногда “треугольник” превращается в “многоугольник”. Социально-психологический подход к анализу межличностных отношений в школе предполагает исследование ролевых ожиданий, ценностных установок, проявляющихся в процессе обучения и ...

Как регрессия и фиксация влияют на развитие невроза?
Функция либидо проделывает длительное развитие, прежде чем станет служить продолжению рода способом, называемым нормальным. Если не все подготовительные фазы будут пройдены одинаково успешно и преодолены полностью, то может случиться некоторая доля задержки этого развития. Для каждого отдельного сексуального стремления возможно такое ра ...