Введение
Страница 1

Актуальность проблемы исследования.

Научный и практический интерес к синдрому выгорания обусловлен тем, что этот синдром – непосредственное проявление всевозрастающих проблем, связанных с самочувствием работников, эффективностью их труда и стабильностью деловой жизни организации. Обеспокоенность работодателей и управленцев выгоранием сотрудников объясняется тем, что оно начинается незаметно, а его последствия в виде «упущенной выгоды» очень дорого обходятся организации.

Эмоциональное выгорание имеет целый ряд последствий.

Так, межличностные последствия проявляются в социальных (общественных), семейных отношениях, а также в рабочих конфликтах или деструктивном напряжении при общении с коллегами, деловыми партнерами, клиентами и т.д. Установочные последствия выгорания заключаются в развитии негативных установок по отношению к клиентам, работе, организации или к себе, в отчуждении от работы и, как следствие, в снижении лояльности и привлекательности работы в данной организации. Поведенческие последствия проявляются как на уровне отдельного работника, так и на уровне организации. «Выгоревшие» работники прибегают к неконструктивным или неэффективным моделям поведения, чем усугубляют собственное переживание дистресса и повышают напряженность вокруг себя, что сказывается на снижении качества работы и коммуникации. Психофизиологические последствия отражаются в психосоматических расстройствах, таких как бессонница, головные боли, общее ухудшение самочувствия и т.д., что в конечном итоге может привести к состоянию глубокой депрессии.

Синдром выгорания относится к числу феноменов личностной деформации. Выгорание развивается, как правило, у тех, кто по роду своей деятельности должен много общаться с другими людьми, причем от качества коммуникации зависит результат деятельности (моральный и материальный). Все ситуации рабочего (делового) общении, отягощенные высокой ответст-венностью за людей (клиентов, пациентов, учеников, подчиненных и т.п.), сопровождающиеся высокой эмоциональной и интеллектуальной напряжен-ностью (когнитивной сложностью), становятся фактором риска выгорания работников.

Синдром профессионального выгорания – это неблагоприятная реакция на рабочие стрессы, включающая в себя психологические, психофизио-логические и поведенческие компоненты. По мере того, как усугубляются последствия рабочих стрессов, истощаются моральные и физические силы человека, он становится менее энергичным, ухудшается его здоровье. Истощение ведет к уменьшению контактов с окружающими, а это, в свою очередь – к обостренному переживанию одиночества.

Проблемаисследования – влияние копинг-поведения на степень эмоционального выгорания личности.

Цельюисследования является выявление такого копинг-поведения, при котором степень эмоционального выгорания личности минимальна.

Объектомисследования является синдром эмоционального выгорания личности как следствие межличностного взаимодействия индивидуума в социуме.

Предметомисследования является копинг-поведение личности.

Гипотезаисследования состоит в предположении о том, что выбор адаптивного копинг-поведения может предотвратить или остановить эмоциональное выгорание личности.

Исходя из гипотезы исследования, были сформулированы следующие задачи

:

1) провести теоретический анализ по теме исследования;

2) изучить степень эмоционального выгорания, копинг-поведение и механизмы психологической защиты сотрудников ГУНТ ОЦРДП «ПАРУС НАДЕЖДЫ»;

3) разработать практические рекомендации по преодолению и предотвращению возникновения синдрома эмоционального выгорания в учреждении.

Теоретическую основуисследования составляют работы В.В. Бойко, Н.Е. Водопьяновой, Е.С. Старченковой в области исследования синдрома профессионального выгорания; Р.М. Грановской, Е.С. Романовой в области исследования механизмов психологических защит; Е.Р. Исаевой, Р. Лазаруса, В.Н. Мясищева, Н.А. Сироты, В.А. ашлыкова, Э. Хайма, В.М. Ялтонского в области исследования стратегий совладания.

Методологической основойисследования являются основные методологические принципы, разработанные в гуманитарных и естественных науках отечественными учеными: принцип системности и принцип целостности, изложенные в работах К.А. Абульхановой-Славской, И.В. Блауберга, А.А. Деркача и принцип потенциального и актуального, описываемый в работах О.С. Анисимовой, В.Г. Асеева.

Страницы: 1 2


Цель, как путь для осуществления видения
Чтобы видение стало реальностью, его необходимо сформулировать или преобразовать в конкретные цели. Кейси Трит в своей статье «Прогнозируя свое будущее» утверждает: «Цель не может быть произвольной фантазией, которая однажды случайно попала в ваш разум, и вы решили, что это именно то, чего вы хотите. Это должно быть на самом деле частью ...

Анализ и оценка результатов уровня развития интеллекта и креативности
В структуру интеллекта входит комплекс разнородных факторов его прошения многообразны и неоднозначны. Это является предпосылкой различных подходов к пониманию интеллекта и его факторов Сущность интеллекта видят в эффективности адаптации, поведения в мыслительной сфере На протяжении длительного периода тесты интеллекта служили средам из ...

Кризис трех лет. Общая характеристика кризиса
Кризис трех лет - граница между ранним и дошкольным детством - один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение устоявшейся системы социальных отношений, кризис выделения своего "Я". Кризис трех лет в концепции Л.С Выготского проработан наиболее подробно. Но сначала надо вспомнить его точку зрения на кризис в ...