Теоретический анализ проблемы влияния копинг-поведения на степень
эмоционального выгорания личности. Понятие и сущность
синдрома эмоционального выгоранияСтраница 4
постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, подозрительности, стыда, скованности);
чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или человек «не справится»; общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).
К поведенческим симптомам проявления СЭВ относятся:
ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее все труднее и труднее; человек заметно меняет свой режим дня (рано приходит на работу и поздно уходит, либо, наоборот, поздно приходит и рано уходит); вне зависимости от объективной необходимости работник постоянно берет работу домой, но дома ее не делает;
руководитель отказывается от принятия решений, формулируя различные причины для объяснений себе и другим;
чувство бесполезности, неверие в улучшение, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам; дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности;
невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или неосознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;
злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных в день сигарет, применение психоактивных веществ.
Интегрирование в единое целое всех подструктур выгорания и специфическая комбинация их проявлений и составляют сущность СЭВ, являясь своеобразным системным качеством данного феномена. Его влияние на физическое и психическое здоровье изучают медицинская психология и неврология, на профессиональные отношения субъекта – психология труда, на межличностные отношения – социальная психология и т.д.
Результаты многих исследований показывают, что в развитии СЭВ большое значение имеют личностные, ситуативные и профессиональные факторы. В таблице 1 представлены обобщенные факторы риска формирования СЭВ [16,37].
Таблица 1 – Факторы риска формирования СЭВ
|
Личностные факторы |
Ситуативные требования |
Профессиональные требования |
|
Переживание несправедливости |
Социальное сравнение и оценки других |
Когнитивно сложные коммуникации |
|
Хроническое переживание одиночества |
Несправедливость, неравенство взаимоотношений |
Эмоционально насыщенное деловое общение |
|
Переживание социальной незащищенности |
Негативные или «холодные», бесчувственные взаимоотношения с коллегами и подчиненными |
Необходимость постоянного саморазвития и повышения профессиональной компетентности |
|
Переживание социально-экономической нестабильности |
«Трудные» ученики, пациенты, партнеры |
Адаптация к новым людям, меняющимся профессиональным ситуациям |
|
Переживание социальной и межличностной изоляции |
Отсутствие корпоративной сплоченности, низкая организационная культура |
Поиск новых решений |
|
Неконструктивные модели стресс преодолевающего поведения |
Внутрифирменные и межличностные конфликты |
Высокая ответственность за дело и за «других» |
|
Высокая мотивация власти, высокая аффиляция |
Ролевые конфликты, ролевая неопределенность |
Самоконтроль и волевые решения |
|
Трудоголизм, поведение типа «А» |
Дефицит административной, дружеской, социальной, профессиональной и других видов поддержки |
Неинтересная или нелюбимая работа |
|
Слабая «Я-концепция», низкая самооценка |
Перегрузки |
Бюрократизм и «бумажная» работа |
|
Низкая эмпатия и социальный интеллект |
Недогрузки |
Отсутствие готовых решений, необходимость творческого поиска |
|
Низкая профессиональная мотивация, мотивация избегания неудач |
- |
- |
|
Эмоциональная неустойчивость, нереалистичные ожидания |
- |
- |
Проведение исследования учебного стресса и уровня личностной тревожности
Исследование учебного стресса мы проводили среди студентов группы 6181 МГВРК. Возраст участников – 18-20 лет, пол – мужской. Всего участвовало 16 студентов. Исследование проводилось в виде анкетирования. Бланки с ответами участников в Приложении 1.
Для исследования мы выбрали 2 методики (Прил.1):
a. Тест на учебный стресс, разработанн ...
Развитие психических функций в младшем школьном
возрасте
Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится МЫШЛЕНИЕ.
Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению.
В начале младшего школьного возраста ВОСПРИЯТИЕ - недостаточно дифференцированно. Из-за этого ребенок "иногда путает похожие по написавию буквы и цифр ...
Выводы по теоретической части
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Необходимый и достаточный уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в "зону бли ...
