Вопрос готовности к школе шестилетних детей
Страница 1

Другая психология » Готовность к школьному обучению шестилетних детей » Вопрос готовности к школе шестилетних детей

В мировой педагогической практике опыт организации обучения детей с 5-6 лет известен на протяжении более полувека. В отечественной педагогике подобные исследований связаны с именами Ш.А.Амонашвили [1], В.С.Мухиной [50] и др., к середине 80-х гг. изложивших свое понимание проблемы обучения в школе начиная с шестилетнего возраста. Не подвергая сомнению принципиальные возможности обучения детей этого возраста, исследования педагогов, психологов и гигиенистов указывают на возникающие проблемы, связанные с целым рядом факторов биологического и социального порядка. Особенности онтогенеза детей 7-го года жизни таковы: интенсивное наращивание показателей морфофункционального развития происходит с 6,5 лет, что и послужило причиной изучения проблемы функциональной готовности детей к систематическому обучению, т.е. систем организма, которые непосредственно связаны с выполнением требований школы: высшей нервной деятельности, моторики, сформированности речи (Н.Н.Куинджи, 1978; Т.Н, Сорокина, 1975, 1978; Т.Ю.Вишневецкая, 1977).

В современной психолого-педагогической литературе указывается, что шестилетним ребенок считается от 5 лет 5 месяцев и 29 дней до 6 лет 5 месяцев и 29 дней [4;28;53; 57;66 и др.].

Установлено: среди детей от 6 до 6,5 лет число функционально незрелых составляет 32%, а к 7 годам оно снижается до 13% (М.В.Антропова, С.П.Ефимова, О.А.Лосева, 1976; С.М.Громбах, !981 и др.). В "школьной судьбе" учащихся, функционально не готовых к обучению, прослеживается две тенденции:

1) часть таких детей не справляется с учебной нагрузкой и формирует ряды отстающих и второгодников;

2) другая, особенно привлекающая внимание гигиенистов, выполняет требования школы, но ценой приобретения различных заболеваний.

Выявлено (Т.Ю.Вишневецкая, 1999): численность детей 6-ти летнего возраста, у которых биологический возраст соответствует паспортному, уменьшилось с 82,2% до 55,6%), а количество детей с замедленным развитием увеличилось в 3 раза. Кроме того, отмечено увеличение числа детей с дисгармоничным и резко дисгармоничным развитием (до 26,5%). Диагностика готовности к систематическому обучению показала: только 18,5% шестилеток являются "зрелыми", 49,3% - "среднезрелыми" и 32,2% - "незрелыми". Процент не готовых к систематическому обучению детей увеличился почти в 5 раз.

Из социальных факторов проблемными для здоровья и физического развития 6-летних детей являются условия их обучения. Выявлено, что школьное обучение негативно влияет на физическое развитие и показатели здоровья учащихся 6-летнего возраста по сравнению с их обучением в условиях детского сада (Н.К.Барсукова, 1984; М.В.Антропова с соавт., 1997). Так, отсутствие в школьном режиме 6-летних детей дневного сна отрицательно отражается на их физическом развитии: основные его показатели (рост, вес, становая сила) намного выше в группе детей с дневным сном (Л.Ф.Бережков с соавт., 1983).

Ребенок шести-семи лет может вырастать за год на 10 - 12 см, прибавление массы за то же время 2 - 2,5 кг. При этом в течение учебного года они растут неравномерно, буквально "вытягиваясь" за летние месяцы, когда снижаются нагрузки и улучшается структура питания. Меняются пропорции тела, приближаясь к пропорциям тела взрослых. Интенсивно идет развитие опорно-двигательной системы (скелета, суставно-связочного аппарата, мускулатуры), меняется ее внутреннее строение. Поскольку процессы окостенения еще не закончены, очень велика опасность нарушения осанки. Ребенку трудно удерживать статические позы и поэтому он стремится опереться грудной клеткой на край стола при чтении или письме.

При хорошем в целом развитии крупных мышц туловища и конечностей из-за несовершенства мелких мышц, связок, наличия большого количества хрящевых соединений в запястьях, неполного окостенения фаланг пальцев ребенку трудно подолгу писать. Хорошо справляясь с бегом, прыжками, катанием на коньках, умея выполнять все виды движений, шестилетний школьник не может также успешно выполнять мелкие и точные движения пальцев и кистей рук.

Статические позы для него тяжелы еще и потому, что мышцы спины развиты слабее, поэтому тяжелый портфель в одной руке или неправильная поза в процессе учебной работы могут привести к существенным функциональным отклонениям и нарушению осанки.

Не только кости и мышцы, но и нервная регуляция движений далека от совершенства. Основной контроль движения у шестилеток осуществляется на основе зрения. Они должны прослеживать всю траекторию движения от начала до конца. Специфические трудности этого периода связаны с требованиями к графическим умениям, недостаточно сформированным в дошкольном детстве, поэтому рисовать параллельные линии, выдерживать "наклон" букв. Легче писать крупные буквы [3;21;44;60 и др.].

Страницы: 1 2 3


Эмпирическое исследование степени эмоционального выгорания и выбора копинг-поведения сотрудников ГУНТ ОЦРДП «парус надежды». Обработка и интерпретация результатов эмпирического исследования
Хронический профессиональный стресс умеренной интенсивности способствует формированию у медицинских работников состояний дезадаптации и эмоционального выгорания. Проведенные исследования показывают, что СЭВ может развиваться у 30-50% медицинских работников [41,43, 44]. Экспериментальное исследование влияния копинг-поведения на степень ...

Метод рисунка
Как отмечает В.Ф. Петренко, носителями индивидуальных значений, наряду со структурами естественного языка, выступают невербальные системы (рисунки, схемы, символы). Осуществленный нами преимущественно на материале отечественной психологии обзор исследований, выполненных с применением метода рисунка, показал, что данный метод использова ...

Теоретическое исследование субъективного ощущения одиночества. Психологические представления об одиночестве
Чувство одиночества – форма негативных эмоций, которые представляет собой субъективную реакцию на несоответствие желаемого и достигнутого уровней социальных контактов [1]. Рассмотрим ниже 6 различных подходов психологов. Первый подход это психоаналитический подход, представителями, которыми являются Зилбург, Салливан, Фромм-Рейхман [1 ...