Концепция копинга: определение, функция и виды
Страница 3

Одним из факторов, определяющих полезность различных стратегий, является то, в состоянии ли человек контролировать ситуацию или нет.

Наиболее широкую известность в психологической литературе приобрела феноменологическая классификация копинговых ответов, предложенная Р. Лазарусом и С. Фолкманом. Первоначально они подразделяли все многообразие копинг-стратегий, которые использует индивидуум, на две категории: действия (усилия), направленные на себя, и действия (усилия), направленные на окружающую среду.

Группа стратегий, направленных на себя, состоит в большей степени из когнитивных и интрапсихических способов совладания [39]:

поиск информации: сосредоточение внимания, визуализирование (представление и воображение), запоминании и т.д.

подавление информации: отвлечение внимания, постепенное «исчезание» информации, поиск отвлекающих мыслей или занятий;

переоценка: изменение или замена оценок, сравнение с другими, нахождение нового представления (значения) относительно происходящих событий;

смягчение: смягчающие способы поведения, нацеленные на сглаживание эмоций, через когнитивные усилия (например, самоуспокаивание) или инструментальные (поведенческие) действия (эмоциональная разрядка при помощи курения, употребления наркотика, психотропных веществ, а также еды или алкоголя);

самообвинение: «внутрикарательное» когнитивное поведение, т.е. внутренняя активность, направленная на самообвинение, самокритику или жалость к себе;

обвинение других или экстрапунитивные реакции: агрессивное обвинение других людей или обстоятельств, проявление гнева.

Вторая группа стратегий представляет собой инструментальные попытки совладания, направленные на окружающую среду [39]:

стратегии совладания в условиях, создающих угрозу психологическому благополучию личности и неоднозначных ситуациях: активное, инструментальное воздействие на стрессор: попытки влиять или противостоять влиянию другого человека; в неоднозначных ситуациях – активное расследование (изучение) источника стресса (подвергая сомнению или обращаясь за разъяснениями и т.д.); уклончивое поведение: уход или удаление от источника стресса; пассивное поведение: колебание, ожидание или отставка (отказ от действий);

стратегии совладания в ситуациях потери (например, потери отношений) или неудачи: действия, направленные на предотвращение надвигающейся потери или отказа (неудачи); действия, направленные на переориентацию со значимых объектов, поиск источников эквивалентной замены (заместителя); пассивное поведение: ожидание, колебание или отставка.

Позднее Р. Лазарус и С. Фолкман классифицируют стратегии совладания уже в соответствии с выделенными ими двумя основными функциями копинга [40]:

копинг, «сфокусированный на проблеме», направлен на устранение стрессовой связи между личностью и средой;

копинг, «сфокусированный на эмоциях», направлен на управление эмоциональным стрессом.

Необходимость учета обеих функций авторы обосновывают наличием эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов переживания стресса, которые образуют разнообразные комбинации [40].

Страницы: 1 2 3 4 5


Центр имиджа личности – личность. Имиджеобразующие личностные качества
О верности или неверности подхода к определению базовых, природных свойств личности через призму различных теорий можно спорить бесконечно. Именно поэтому в исследовании особенностей создания имиджа мы решили придерживаться наиболее общих характеристик: интроверсии и экстраверсии. Подход, кажущийся простым, оправдан тем, что следует изу ...

Гендерные особенности проявления стресса
Учитывая специфику психологического стресса, основные формы его проявления и связанные с ним поведенческие, интеллектуальные, эмоциональные и физиологические изменения, а также субъективные и объективные причины возникновения психологического стресса, нельзя отнестись с пренебрежением к гендерным особенностям проявления стресса. Поняти ...

Влияние интонационного контекста на восприятие рекламного сообщения
В ситуации коммуникативного воздействия с помощью телевидения, и, тем более, радио, реципиент зачастую может создать впечатление о коммуникаторе только с помощью экстралингвистической и просодической невербальной информации Одной из систем невербальной коммуникации является просодическая система, в которую входит интонация. Интонация- ...