Факторы, определяющие особенности российского менталитета

Другая психология » Проблема российского менталитета в условиях перехода к рынку » Факторы, определяющие особенности российского менталитета

Первый и, пожалуй, наиболее яркий фактор российского менталитета связан с историей крепостного права. По переписи конца XIX века в России более 80% населения составляли крестьяне. А в течение почти тысячелетия до этого в России существовали различные формы крепостничества, которое со временем изменялось только в сторону ужесточения. Если посмотреть по своей сути, то жизнь крестьянина делилась на две неравные части. Большую часть рабочего времени он трудился на помещика. Остальное время – работал на самого себя. Если крестьянин хорошо выкладывался, работая на хозяина, то ему не оставалось сил также качественно работать и на себя. Поэтому в менталитете четко закрепилось разделение между «работой на себя» и «работой на хозяина». Эту тему в свое время поднимал в философии и экономике Карл Маркс, который ввел понятие отчуждения от средств и результатов труда.

В итоге качество реализации какой-либо идеи зависит от того, как участник ситуации воспринимает ситуацию в целом. Если человек считает свое участие в деле работой на себя, то его отношение к средствам производства, к организации дела и результатам дела становится позитивным. Когда человек воспринимает свою роль в деле как «работу на хозяина», то его мотивация и ответственность резко снижается, а все эффекты отчуждения в его случае становятся явными. В этом случае у него может развиваться потребительское отношение к объекту.

Вторым фактором менталитета можно назвать систему базовых метафор, превалирующих в российской культуре. Вся информация, которую воспринимает человек, разделяется на два основных вида. Один из них – базовые метафоры – это те действия и понятия, которые человек понимает непосредственно. Например, идти, прыгать, есть и так далее. Эти действия и понятия человек способен понимать в возрасте до 3-5 лет. Все остальное человек понимает не непосредственно, а через сопоставление с уже известным и понятным для него. Например, такое мрачное и неуловимое понятие как «смерть», человек понимает в сопоставлении с базовым понятием «рождение» или «переход». А передачу знаний человек воспринимает (в русском языке) как факт передачи из рук в руки чего-либо от одного человека к другому.

Естественно базовая метафора откладывает свой отпечаток и на более сложное понятие. Так, в ситуации с передачей данных важно понимать, что в базовой метафоре при передаче предмета, у передающего в руках ничего не остается. Отсюда у человека подсознательно возникает ощущение, что при передаче знаний, он сам тоже чего-то лишается. Не удивительно что, в результате, это ощущение негативно сказывается на эффективности коммуникаций. Таким же образом фактически все принятые в культуре базовые метафоры являются своего рода источником подсознательных суеверий, на которых в итоге базируется национальный или культурный менталитет.

Чтобы более тонко прочувствовать специфику российского менталитета, рассмотрим три базовых метафоры, во многом определяющих менталитет нашей страны.


Мотивация преступного поведения
В основе преступного поведения лежат те или иные мотивы. Юристы считают, что преступления совершаются главным образом из корысти, мести, ревности, хулиганских, сексуальных побужде­ний. Какие же глубинные психологические факторы отражают эти мотивы, в чем их субъективный смысл? В мотивах конкретизируются потребности, которые и опреде­ля ...

Обсуждение результатов
По полученным данным в ходе эмпирического исследования было показано, что уровень ощущения одиночества студентов второго курса психологического факультета Альметьевского института экономики, управления и права, и учеников … класса на низком уровне. Результаты подсчитывались по количеству каждого из вариантов ответов. Сумма ответов кажд ...

Характеристика выборки
В исследовании принимали участие 32 учителя среднеобразовательных школ: СОШ №14, СОШ №17 города Полевского. Из них 16 молодых специалистов (24-35 лет), 16 педагогов старшего поколения (45-55 лет). ...